Индикаторы на парусах

Индикаторы на парусах (рис. 95). Чтобы рулевой мог постоянно оценивать эффективность работы парусов, применяются индикаторы направления воздушного потока — ленточки, пришитые с обеих сторон полотнища, чаще на расстоянии 30— 35 см от передней шкаторины. Если парус обтекается воздушным потоком плавно, без завихрений, ленточки вытягиваются горизонтально в направлении задней шкаторины. Если парус недобран, происходит срыв воздушного потока на его наветренной стороне, и установленные на этой стороне индикаторы начинают совершать беспорядочные колебания, сигнализируя рулевому, что нужно добрать шкоты или увалиться. Если парус перебран, завихрения возникают на его подветренной стороне, и установленные там индикаторы дают знать, что идти нужно круче. На гроте индикаторы устанавливаются также по задней шкаторине. Они показывают, насколько плавно сходит воздушный поток, не требуется ли, выбрав булинь, придать задней шкаторине большую жесткость.

индикаторы на парусах
Рис. 95. Индикаторы на парусах:
1 — индикаторы на стакселе; 2 —  флюгарка; 5 — индикаторы на гроте