Искусство кройки и шитья

На всех полотнищах паруса шариковой ручкой проводят линии швов, сгибают по ним парусину и заглаживают ее утюгом (горячий утюг всегда должен быть под руками до окончания пошива паруса). Полотнища паруса своими краями накладывают друг на друга, расправляют и отмечают их взаимное положение рисками-мелками через каждые 2—3 см. Прежде чем сшивать полотнища друг с другом, их следует сметать.

Сметывание упрощается, если вместо временных швов или булавок применить резиновый клей. Скрепляя всю площадь соприкасающихся поверхностей, клей обеспечивает точность сопряжения, позволяет избежать появления перетяжек и морщин. Очень удобно, в частности, соединять резиновым клеем полотнища по плавной кривой при формировании между ними закладок для образования пуза. Даже засохший клей при необходимости позволяет сместить куски ткани и скрепить их в новом положении. Резиновый клей не оставляет на ткани следов; обеспечивает дополнительное эластичное скрепление полотнищ, внутри шва; способствует более равномерному распределению нагрузки на швы.

На парусе размечаются одно или два места, где стрелка его прогиба должна иметь наибольшую величину (примерно на 1/3 ширины от мачты). Затем прокладывают ленту вдоль линии, которая должна соединять максимум прогиба во всех горизонтальных сечениях паруса. Все закладки по швам должны оканчиваться на этой линии, поэтому ее место отмечают по краям всех полотнищ. Лишняя ткань вырезается или убирается в закладки.

Наиболее технологичны закладки на гроте с полотнищами, расположенными перпендикулярно задней шкаторине или линии, соединяющей фаловый и шкотовый углы паруса, поскольку все полотнища идут под одним углом к нижней шкаторине. Грот раскраивается так, чтобы один из швов начинался из галсового угла, где требуется максимальное пузо.

Очень проста окончательная доводка формы хлопчатобумажных и льняных парусов, имеющих автономные силовые рамы и эффективные устройства для регулировки пуза. «Выхаживание» таких парусов сводится к тому, что парус ставят на рангоуте в положение нулевого пуза, обильно увлажняют его и дают медленно высохнуть. Во время этой операции происходит перераспределение и выравнивание напряжений в парусине, на одних участках паруса нити ткани удлиняются, на других сокращаются, исчезают мелкие морщины и даже значительные дефекты профиля. Во время плаваний такие «выхаживания» повторяют каждую ночь. Растянутый парус оставляют на рангоуте, лучше в горизонтальном положении. Он увлажняется росой, а утром высыхает. На парусе исчезают все местные перетяжки и другие дефекты, полученные в предыдущий день. Теперь достаточно дать парусу необходимое пузо и он снова готов к работе.

Наглядно убедиться в эффективности описанного способа можно на парусах, пошитых из полосатых тентовых тканей. После сезона, эксплуатации, когда парусина окончательно встанет, параллельные полосы приобретают замысловатую зигзагообразную форму, а парус при этом продолжает сохранять форму крыла.

Паруса, на которых устранить дефекты такими простыми приемами не удается, приходится частично перешивать. С наименьшими затратами труда пузо грота может быть увеличено за счет перенесения галсового угла вверх и назад. Для этого придется перекроить с увеличением изгиба нижнюю часть передней шкаторины и почти всю нижнюю шкаторину. Чтобы уменьшить пузо грота, нужно подрезать серпы на передней и нижней шкаторинах. Если неизбежная при этом потеря площади паруса нежелательна, в месте, где нужно уменьшить пузо, подпарывают швы и убирают в них лишнюю ткань (не более 1 см в один шов). Таким же образом убирают местные неровности профиля. Новые швы будут иметь форму растянутой чечевицы с максимумом ширины в том месте, где дефект имел наибольшую глубину.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7