Искусство кройки и шитья

Чтобы уменьшить пузо на стакселе, парус растягивают горизонтально и руками подбирают лишнюю ткань к передней шкаторине, где она приметывается. После проверки поставленного на судно паруса операция повторяется до получения желаемого результата, затем наметку заменяют швом. У слишком плоского стакселя нужно подрезать переднюю шкаторину так, чтобы уменьшить отрицательный серп. Если пузо нужно увеличить только в нижней части паруса, можно обойтись одной-двумя закладками на нижней шкаторине.

Преимущество шитья парусов для легких лодок заключается в том, что малые размеры паруса позволяют поставить его на рангоут даже в условиях квартиры или клубной мастерской — на месте изготовления, и делать частые примерки и подгонки, т. е. шить парус «по месту», точно учитывая его индивидуальные особенности и размеры рангоута. При такой технологии недостаток квалификации парусного мастера удается компенсировать количеством потраченных времени и труда.

Раскрой и. шитье парусов  типа латинского или «Стриж», которые ставятся на жестком каркасе из рангоута и булиней, можно упростить. Уложив сметанные полотнища на горизонтально установленный каркас, дают ткани провиснуть до заданной формы. Дальше остается закрепить ткань на шкаторинах, нанести на нее разметку и приступать к кройке и шитью.

Основные виды швов, применяющиеся для шитья самодельных парусов, показаны на рис. 81. Необходимо, чтобы они были не только прочными, но и не стягивали ткань, не слишком выступали на гладкой поверхности полотнища. Применяя капроновые нитки, безусловно наиболее прочные, следует учесть, что из-за их упругости трудно избежать появления морщин. Даже при максимальном ослаблении натяжного устройства швейной машинки нити сжимают простроченный шов. На больших парусах из толстого материала это не сказывается на гладкости поверхности, но на малых парусах избежать появления морщин не удается.

паруса виды швов
Рис. 81. Виды швов: а — «бельевой»; б — парусный для хлопчатобумажной ткани; в — парусный для синтетической ткани; г — для сшивания двухслойных парусов; д — для усиления передней шкаторины

Для основных швов можно рекомендовать хлопчатобумажные нитки № 20 или № 30 (в зависимости от площади паруса и толщины ткани), а для второстепенных — № 30 или № 40. Желательно чтобы нитки имели контрастный по отношению к ткани цвет, например, для белой парусины — коричневый, а для темных расцветок — белый. Любой обрыв шва при этом сразу становится заметным.

Для повышения гладкости края сшиваемых полотнищ, а затем и готовый шов проглаживают утюгом. Имеет значение и конструкция шва. Например, швы типа бив (см. рис. 81) получаются более гладкими, чем обычный бельевой шов а. Шов г практически не нарушает гладкости паруса, но его можно применять только на двухслойных парусах.

Парус, особенно из некачественной ткани, под нагрузкой всегда растягивается. Швы, как более прочные участки, растягиваются меньше остальной парусины, и плавность профиля паруса нарушается. Чтобы избежать этого, надо стремиться уменьшить жесткость шва. С этой точки зрения толстый бельевой шов нежелателен. Если продольные края ткани не сыпятся, то применяют шов в, в остальных случаях применяют более жесткий шов б.

Многие ткани по краям имеют сильно упрочненные полоски — тесьму. Широкую тесьму надо обязательно срезать, так как она делает ткань неравнопрочной. Чтобы ткань после удаления тесьмы не сыпалась, ее края заранее укрепляют, промазывая клеем для ткани. Края синтетических тканей слегка оплавляют горячим паяльником.

На парусах площадью до 5—7 м2 не делают фальшвов. Прочности самой ткани при этом вполне достаточно, а лишние швы затрудняют выравнивание профиля паруса.

Паруса шьют на бытовых машинках швом «зигзаг» с максимально большим шагом. Этот шов меньше стягивает ткань. Иголки (как правило, № 90—120) должны быть очень острыми. Верхняя нитка машинки ослабляется настолько, что шов уже не затягивается, но еще держит ткань. Уменьшает стягивание и предварительное склеивание полотнищ.

Соединив между собой все полотнища, надо еще раз проверить на полу размеры паруса, наличие припусков на серпы, горбы, подгибочные швы. После этого можно обозначить места фалового, галсового и шкотового углов. Фаловый угол намечается на 5—7 см ниже его места в связи с тем, что при растягивании паруса по передней шкаторине она удлиняется за счет серпа и вытяжки ткани.

Заделка передней шкаторины зависит от способа крепления паруса к мачте. Для этой цели применяются кольца — сегарсы (это самый простой, но и наименее эффективный с точки зрения аэродинамики способ), ползуны с рельсом, ликпаз, парус с мачтовым карманом либо с двойным полотнищем.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7