Лодки для паруса

Такое вооружение позволяет подстраиваться под изменчивые по силе ветра и поддерживать в походах высокую среднюю скорость. Во время испытаний на Азовском море «Аргонавт» прошел 250-километровый маршрут со средней. скоростью б км/ч, при этом около половины расстояния острыми по отношению к ветру курсами.

Мачта расчаливается на Т-образной раме, состоящей из передней части центральной продольной балки и вантовой балки. Стаксель начинает изгибать продольную балку уже при ветре 6—7 м/с — это служит сигналом, что его пора убирать.

Сила бокового сопротивления катамарана дрейфу создается рулем (рис. 71) и двумя поочередно спускаемыми в воду шверцами плоско-выпуклого сечения (рис. 72, 73). В слабые ветра при поставленном стакселе «Аргонавт» имеет почти идеальную центровку на острых курсах — равнодействующая аэродинамическая сила парусов находится в одной вертикальной плоскости с работающим шверцем. Руль используется только для изменения курса.

перо руля
Рис. 71. Перо руля:
1 — отверстие — ограничитель угла поворота пера руля; 3 — отверстие для крепления сорлиня
конструкция металлического шверца
Рис. 72. Конструкция металлического шверца: 1 — верхняя трубка Ø 45X2, l=400; 2 — верхняя заглушка, пенопласт; 3 — болт М6 крепления оттяжек; 4 — заклепка; 5 — оболочка, дюраль δ=1; 6 — нижняя трубка Ø40X1; l=800; 7 — нижняя заглушка
крепление шверца к балке
Рис. 73. Крепление шверца к балке:
1 — шверц; 2 — ось шверца; 3 — гайка; 4 — шайба, дюраль; 5 — балка; 6 — штырь распорки моста

Под одним гротом значительную роль в создании силы бокового сопротивления начинает играть руль. Благодаря большой площади пера отклонять руль приходится не намного, поэтому лобовое сопротивление возрастает малозаметно.

По поворотливости «Аргонавт» сравним с легкими швертботами. В средних ветро-волновых условиях он способен совершать по четыре полных циркуляции за минуту с последовательными поворотами оверштаг и фордевинд. Радиус циркуляции меньше половины длины поплавка. Для уменьшения нагрузок на руку рулевого руль сделан полубалансирным. Удлинитель румпеля позволяет управлять катамараном из любой точки кокпита.

Плоское перо руля сделано из закаленного листового дюраля. Чтобы перо руля на ходу не гудело, его переднюю кромку следует плавно закруглить, а заднюю заточить под углом 20° и свести почти на острие.

Поочередно опускаемые шверцы плоско-выпуклого профиля работают более эффективно, чем плоские или симметричного сечения. Для «Аргонавта» — относительно тяжелого судна, имеющего значительное аэродинамическое сопротивление, получаемый за счет этого выигрыш на лавировке имеет существенное значение.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14