Лодки для паруса

Постройку «Краба» нужно начинать с изготовления заготовок обшивки (рис. 64), которые вырезаются из целого листа фанеры или стыкуются из двух частей. Для стыковки делают припуски по 70 мм, которые прострагиваются «на ус». Одинаковые детали бортовин сбивают мелкими гвоздиками и прострагивают вместе в чистый размер. После этого рейсмусом размечают размеры для снятия малки с продольных кромок. На транцах малка снимается по месту.

швертбот «Краб»
вертбот «Краб» чертежи
Рис. 64. Швертбот «Краб»: а — боковой вид; б — чертежи днища, палубы и заготовок транцев; в — раскрой листов обшивки; г — последовательность стыковки листов обшивки:
1 — кница, фанера δ=6; 2 — накладка носового транца 20X70; 3 — накладка под степс 20X70X295; 4 — степс, дуб 25X70X110; 5 — шверц; 6 — накладка, дюраль; 7 — сорлинь; 8 — перо руля; 9 — баллер, фанера δ=6; 10  — румпель; 11 — веретено весла; 12 — лопасть весла, фанера δ=6; 13 — уключина, нерж. сталь; 14 — шпринтов Ø20, l=2286; 15 — щтерт шпринтова; 16 — утка

Сборку следует начинать соединением скулового и бортового поясьев, предварительно просверлив вдоль кромок на 12 мм от края с шагом 50 мм отверстия диаметром 2 мм для проволочных скрепок. Концы медной проволоки, пропущенные в эти отверстия, скручивают с внешней стороны двумя-тремя оборотами, оставляя слабину. Когда бортовины будут соединены, в местах, указанных на развертке листов обшивки, выставляют и крепят сначала струбцинами, а потом шурупами через шайбы шаблоны А и Б. Эти шаблоны, задавая нужную форму корпусу, облегчают последующую сборку.

Перед установкой транцев в корпусе между бортами, на расстоянии 1060 мм от кормового края днища — на месте средней банки устанавливают временную распорку. Кормовой транец для усиления выполнен с обвязкой из сосновых реек, к которой листы обшивки крепятся шурупами 3X18 через 50 мм с последующим оклеиванием стеклотканью.

Затем закручивают плоскогубцами все скрепки и обжимают их с внутренней стороны. Пазы и стыки проклеивают изнутри лентами стеклоткани в три слоя: первый шириной 25 мм, второй и третий — по 80 мм со сдвигом в разные стороны на 10— 15 мм. После отверждения стеклопластика выступающие из корпуса концы проволочных скрепок откусывают и проклеивают соединение снаружи лентами стеклоткани.

Полученную скорлупу подкрепляют изнутри привальными брусьями на клею и шурупах 3x25 через 200 мм, затем ставят буртик, закрывающий головки шурупов. Когда корпус обрел достаточную жесткость, можно снять строительные шаблоны. Установив подлегарсы, которые крепятся на 130 мм ниже кромки борта шурупами 3X18 через 200 мм, и банки, можно убрать и распорку. Элементы продольного набора лучше выклеивать по месту из двух-трех реек.

На «Крабе», как и на лодках Холта, нет съемных сланей. В место них к днищу приклеиваются продольные планки, которые обеспечивают дополнительную жесткость корпусу и защищают настил от истирания.

Подпалубный бимс ставят впритык к внутренним привальным брусьям вместе с сухарями и крепят на клею и шурупами 3X25. Для подуключин приклеивают дубовые подушки. Когда в лодке один человек, весла ставятся в кормовые подуключины, когда двое — в носовые.

Отверстия в обшивке, оставшиеся после снятия вспомогательных приспособлений, шпаклюют опилками или древесной мукой, просеянными на мелком сите и замешанными на эпоксидном клее. Лодку снаружи можно оклеить тонкой стеклотканью или даже хлопчатобумажной тканью. Изнутри корпус достаточно дважды покрыть горячей олифой. Днище и банки красят масляной краской. Буртики, кницы и палубу зачищают мелкой шкуркой, покрывают олифой, а затем лаком.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14