Лодки для паруса

Парусное вооружение «Краба» заимствовано у швертбота «Оптимист». Вместо шнуровки для крепления к мачте на передней шкаторине можно просто прошить карманы. Ось со шверцами ставят на передних подуключинах.

При равной со швертботами и байдарочными тримаранами грузоподъемности и ходкости катамараны с надувными поплавками получаются значительно легче. Они более мореходны, проще по конструкции, требуют меньше времени на сборку и разборку. Их конструкции отличаются большим разнообразием. Одно из устоявшихся направлений рассмотрим на примере среднего по размерениям катамарана «Аргонавт» (рис. 65).



Основные характеристики катамарана «Аргонавт»
Длина, м 4,5
Общая ширина, м 1,62
Диаметр поплавков, м 0,45
Объем одного поплавка, м3 0,56
Площадь парусов, м2 8,0
грот 5,5
стаксель 3
Вместимость, чел 2—3
Масса с веслами, упаковками и палаткой, кг 55
катамаран «Аргонавт»
Рис. 65. Катамаран «Аргонавт»: а — общий вид; б — вид сбоку; в — вид сверху:
1 — гика-шкот; 2 — грот; 3 — стаксель; 4 — перо руля; 5 — поплавок; 6 — мост. 7 — обвес кокпита; 8 — шверц; 9 — румпель; 10 — удлинитель румпеля

По назначению «Аргонавт» — универсальное судно. На нем можно совершать ближние и дальние походы по внутренним водоемам с выходом в прибрежную зону морей. Допустимые условия плавания для «Аргонавта» — ветер до 10 м/с, волна до 0,5 м. На открытых акваториях не рекомендуется удаляться от берега дальше чем на 1 км.

Катамаран имеет большой запас грузоподъемности. При штатной полезной нагрузке 250 кг в аварийных ситуациях можно принять на борт дополнительно двух человек. Это значительно повышает безопасность плавания при групповых выходах.

В  штиль на «Аргонавте» гребут двумя веслами-гребками. На кормовой балке можно установить 2-сильный подвесной мотор.

Упаковывается катамаран в «пенал» 180x2000 мм и рюкзак типа байдарочного, куда, помимо деталей судна (поплавки, паруса, руль, шверцы), можно укладывать и другое снаряжение. В качестве такого рюкзака может быть использован «трамплин» катамарана с пришитыми к нему петлями для шнуровки и крепления лямок. Два упакованных катамарана умещаются на багажной полке купейного вагона. Для перевозки по дорогам используют двухколесные тележки.

поплавки катамарана «Аргонавт»
Рис. 66. Поплавки катамарана «Аргонавт» (цифры в кружочках — номера поперечных балок)

Диаметр поплавков (рис. 66), а точнее отношение объема VII одного поплавка к водоизмещению Д, определяет поведение катамарана на волнении. При VII/Д=2 «Аргонавт» уверенно ходит в прибойной зоне морских побережий, делает повороты, лавирует. Поплавки успевают всплыть на гребни волн и пропускают их под днищем. При VII/Д≤1,5 на острых курсах носовые оконечности зарываются в волны, с перегрузкой начинает работать силовая рама. Если предполагается эксплуатировать «Аргонавт» с большой полезной нагрузкой, лучше увеличить диаметр поплавков до 480—500 мм.

Мост «Аргонавта» сделан эластичным. Прочная рама из труб надежно фиксирует форму катамарана в плане, но позволяет поплавкам скручиваться относительно друг друга. При ходе под углом к направлению бега волн поплавок еще взбирается на гребень с дифферентом на корму, а другой уже скатывается с волны с дифферентом на нос. Эластичный мост позволяет таким образом плавно описывать профиль волны, при этом резко снижаются ударные нагрузки, а скорость практически не падает.

Основа моста — центральная продольная балка. Она обеспечивает продольную прочность и жесткость, связывает в единое целое все поперечные балки и стрингера поплавков. Благодаря этому «Аргонавт» может продолжать движение под парусом даже со сломанной подмачтовой балкой.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14