Лодки для паруса
Парусное вооружение «Краба» заимствовано у швертбота «Оптимист». Вместо шнуровки для крепления к мачте на передней шкаторине можно просто прошить карманы. Ось со шверцами ставят на передних подуключинах.
При равной со швертботами и байдарочными тримаранами грузоподъемности и ходкости катамараны с надувными поплавками получаются значительно легче. Они более мореходны, проще по конструкции, требуют меньше времени на сборку и разборку. Их конструкции отличаются большим разнообразием. Одно из устоявшихся направлений рассмотрим на примере среднего по размерениям катамарана «Аргонавт» (рис. 65).
Длина, м | 4,5 |
Общая ширина, м | 1,62 |
Диаметр поплавков, м | 0,45 |
Объем одного поплавка, м3 | 0,56 |
Площадь парусов, м2 | 8,0 |
грот | 5,5 |
стаксель | 3 |
Вместимость, чел | 2—3 |
Масса с веслами, упаковками и палаткой, кг | 55 |
Рис. 65. Катамаран «Аргонавт»: а — общий вид; б — вид сбоку; в — вид сверху:
1 — гика-шкот; 2 — грот; 3 — стаксель; 4 — перо руля; 5 — поплавок; 6 — мост. 7 — обвес кокпита; 8 — шверц; 9 — румпель; 10 — удлинитель румпеля
По назначению «Аргонавт» — универсальное судно. На нем можно совершать ближние и дальние походы по внутренним водоемам с выходом в прибрежную зону морей. Допустимые условия плавания для «Аргонавта» — ветер до 10 м/с, волна до 0,5 м. На открытых акваториях не рекомендуется удаляться от берега дальше чем на 1 км.
Катамаран имеет большой запас грузоподъемности. При штатной полезной нагрузке 250 кг в аварийных ситуациях можно принять на борт дополнительно двух человек. Это значительно повышает безопасность плавания при групповых выходах.
В штиль на «Аргонавте» гребут двумя веслами-гребками. На кормовой балке можно установить 2-сильный подвесной мотор.
Упаковывается катамаран в «пенал» 180x2000 мм и рюкзак типа байдарочного, куда, помимо деталей судна (поплавки, паруса, руль, шверцы), можно укладывать и другое снаряжение. В качестве такого рюкзака может быть использован «трамплин» катамарана с пришитыми к нему петлями для шнуровки и крепления лямок. Два упакованных катамарана умещаются на багажной полке купейного вагона. Для перевозки по дорогам используют двухколесные тележки.
Рис. 66. Поплавки катамарана «Аргонавт» (цифры в кружочках — номера поперечных балок)
Диаметр поплавков (рис. 66), а точнее отношение объема VII одного поплавка к водоизмещению Д, определяет поведение катамарана на волнении. При VII/Д=2 «Аргонавт» уверенно ходит в прибойной зоне морских побережий, делает повороты, лавирует. Поплавки успевают всплыть на гребни волн и пропускают их под днищем. При VII/Д≤1,5 на острых курсах носовые оконечности зарываются в волны, с перегрузкой начинает работать силовая рама. Если предполагается эксплуатировать «Аргонавт» с большой полезной нагрузкой, лучше увеличить диаметр поплавков до 480—500 мм.
Мост «Аргонавта» сделан эластичным. Прочная рама из труб надежно фиксирует форму катамарана в плане, но позволяет поплавкам скручиваться относительно друг друга. При ходе под углом к направлению бега волн поплавок еще взбирается на гребень с дифферентом на корму, а другой уже скатывается с волны с дифферентом на нос. Эластичный мост позволяет таким образом плавно описывать профиль волны, при этом резко снижаются ударные нагрузки, а скорость практически не падает.
Основа моста — центральная продольная балка. Она обеспечивает продольную прочность и жесткость, связывает в единое целое все поперечные балки и стрингера поплавков. Благодаря этому «Аргонавт» может продолжать движение под парусом даже со сломанной подмачтовой балкой.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14