Морская практика

При ветре более 4 баллов или неблагоприятном прогнозе отходить от берега не рекомендуется (в зависимости от размеров судна, конечно, ограничения будут различными). Однако усиление ветра может произойти внезапно и настигнуть лодку на открытой акватории. В таких случаях нужно прежде всего уменьшить площадь парусов — поставить штормовой комплект, если он имеется, взять рифы, если они предусмотрены, либо убрать один из парусов и уходить к ближайшему укрытию. Полностью лишенная парусов лодка теряет управляемость. Ее может развернуть лагом к волне и опрокинуть. Удержаться носом к ветру в таком случае удается, если выбросить за кормой плавучий якорь — например, брезентовое ведро или длинный трос потолще. Если решено продолжать плавание, нужно с удвоенным вниманием следить за волнами. Для поворота оверштаг следует выбирать момент, когда их высота у борта наименьшая. Если лодка потеряла скорость, ее уваливают, а поворот выполняют, когда она окажется на гребне, с тем, чтобы пересечь линию ветра до встречи со следующей волной. На новом галсе шкоты нужно держать сначала растравленными, так как в первый момент после поворота лодка может оказаться без хода, ее увалит под ветер, закренит и может опрокинуть.

На полных курсах лодка с разбега может зарыться носом в волну, поэтому экипаж должен находиться поближе к корме, чтобы сместить сюда центр тяжести. Когда и это не помогает, приходится менять курс на более острый.

Особую опасность при плавании под парусом представляет встреча со шквалом. Ветер при нем усиливается внезапно и многократно. Если подход шквала остался незамеченным экипажем, последствия могут оказаться самыми плачевными. Между тем подход шквала можно всегда вовремя заметить. Низко над горизонтом появляется характерное облако, передний край которого разорван и клубится в виде горизонтального вала. Шквальное облако может перемещаться под углом к направлению наблюдаемого ветра и даже с противоположной ему стороны. За несколько минут до шквала ветер стихает, иногда до полного штиля, что часто вводит неопытных рулевых в заблуждение. О подходе шквала во время наступившего штиля извещают появление на поверхности воды темной ряби, шум приближающихся ветра и дождя.

Убрав паруса, можно переждать шквал под голым рангоутом или под стакселем уменьшенной площади и уходить от него курсами бакштаг или фордевинд. На байдарке со свободно вращающейся мачтой от шквала уходят под парусом, поставленным во флюгерное положение.

Наиболее ответственным, требующим мгновенной реакции элементом управления парусным судном является подход к упавшему за борт человеку. Тренировку в выполнении связанных с этим приемов нужно начинать с первых шагов обучения плаванию под парусом, практикуясь в подходе к спасательному кругу или другому плавающему предмету и подъеме его на борт.

Немедленно, как только человек оказался за бортом, первый увидевший это член экипажа громким криком «Человек за бортом!» оповещает рулевого. Одному из членов экипажа рулевой поручает следить за местом нахождения упавшего за борт, пока сам занимается выполнением маневров по подходу к нему.

Страницы: 1 2 3 4 5