Морская практика

Если лодка идет курсом бейдевинд или галфвинд, нужно, увалившись на курс фордевинд и пройдя в этом направлении три-четыре длины корпуса лодки, сделать поворот через фордевинд, привестись до бейдевинда и вернуться к пострадавшему, растравив в последний момент паруса и приведясь как можно круче к ветру (рис. 129, а).

Если поворот через фордевинд представляется опасным, нужно увалиться до бакштага, пройти расстояние в три-четыре длины корпуса, сделать поворот оверштаг, подойти к находящемуся в воде человеку в галфвинд и в последний момент привестись круто к ветру — стать в левентик (рис 129, б).

При падении человека за борт на курсах полный бакштаг или фордевинд рулевой, отойдя на три-четыре корпуса лодки, приводит ее на курс бейдевинд, делает поворот оверштаг и новым курсом в бейдевинд выходит в нужную точку (рис. 129, в).

На легкой лодке, принимая человека на борт, нужно соблюдать максимум осторожности, чтобы не опрокинуться. Один из безопасных приемов показан на рис. 129 в центре.

Полезно также потренироваться в подходах к причалу и отходах от него. Нужно выполнять эти маневры при любом направлении ветра (рис. 130).

подход парусной лодки к бону
Рис. 130. Подход парусной лодки к бону

При отжимном ветре к бону подходят в бейдевинд. Ход при этом может быть уменьшен за счет приведения к ветру или растравливания парусов до полной остановки. В последний момент можно, растравив шкоты, развернуть лодку бортом к бону и одержаться за него рукой.

Когда ветер прижимной, подходить лучше всего курсом, близким к галфвинду. Подойдя к бону, остается только, растравив парус, погасить инерцию. Стоянка у бона при прижимном ветре, однако, неудобна — всегда есть шанс попортить борт, особенно если не поставить вовремя кранцы.

При ветре, дующем вдоль бона, швартоваться нужно в крутой бейдевинд, чтобы у самого бона привести лодку в левентик.

Отойти от бона не представляет трудности при любом ветре, кроме прижимного. В этом случае проще сначала отгрестись на открытое место и уже после этого ставить парус.

Туристам, путешествующим на парусных лодках, чаще приходится швартоваться не к оборудованным причалам, а непосредственно к берегу. Главная опасность при этом — пропороть обшивку. Чтобы этого не произошло, нужно, растравив паруса, убавить ход, внимательно следить за поверхностью воды по курсу. Если шверт откидной, можно не слишком беспокоиться: первое касание им грунта будет сигналом, что пора спускать паруса и прыгать за борт.

Страницы: 1 2 3 4 5