Морская практика

Первые навыки управления парусной лодкой лучше всего получить под руководством искушенного в этом деле человека. Если такой возможности не представится, придется действовать методом «проб и ошибок» с учетом некоторых общепринятых правил, о которых и пойдет речь.

Человек, впервые вышедший под парусом, легко может опрокинуть лодку и поломать вооружение. На глубоко сидящих яхтах и в какой-то мере на катерах есть еще опасность сесть на мель. На легких лодках это маловероятно и уж во всяком случае не слишком опасно, однако и тут надо иметь в виду, что при ударе о камень или выбросе на каменистый берег всегда возможны повреждения обшивки, особенно из тонкой фанеры, а тем более брезентовой или резиновой.

Из знакомства с теорией движения под парусом, изложенной кратко в начале книги, читателю известно, что парусная лодка может ходить с попутным ветром (курс фордевинд), при ветре, дующем под острым углом к корме (бакштаг), боковом ветре (галфвинд) и ветре, направленном под углом к носу судна (бейдевинд). При ветре справа эти направления движения называются курсами правого галса, а при ветре слева — левого (рис. 124). Эффективность парусного вооружения и ходовые качества лодки в наибольшей мере проявляются на курсе бейдевинд. Чем круче к ветру может идти лодка, тем она быстрее продвигается к цели, расположенной прямо против ветра. Бейдевинд является в то же время и наиболее опасным курсом. Боковая сила ветра, вызывающая, кроме дрейфа, крен лодки, на этом курсе в три-четыре раза превосходит полезную силу тяги. Чтобы уменьшить крен, экипаж перемещается на наветренный борт, увеличивая тем самым плечо восстанавливающего момента. При отсутствии опыта, однако, не следует слишком полагаться на свои силы. Если нет возможности поставить паруса меньшей площади, лучше потравить шкоты и идти со слегка заполаскивающими парусами. Благодаря  уменьшению дрейфа потеря скорости будет небольшая, а ход лодки — гораздо спокойнее.

курсы парусного судна относительно ветра
Рис. 124. Курсы парусного судна относительно ветра

Вообще для первых выходов нужно выбирать не слишком открытую акваторию. Тренироваться можно и на пруду, при этом непостоянный из-за близости берегов по силе и направлению ветер создаст дополнительную нагрузку для внимательности рулевого. В безопасной обстановке неплохо проверить не только собственные силы, но и лавировочные качества лодки, чтобы впоследствии, совершая дальнее плавание, принимать сообразно погодным условиям правильные решения. Если круче 60—70° лодка идти не может, то с учетом дрейфа, особенно в свежий ветер, имеет смысл отказаться от попыток идти в лавировку и отстояться под берегом.

Выберите на берегу ориентир, расположенный прямо против ветра, и, сделав несколько галсов, определите расстояние, на которое вы приблизились к цели (рис. 125). На каждом галсе, настроив паруса наилучшим образом, чтобы лодка не рыскала, держите перед глазами какую-нибудь приметную точку на берегу; так легче удерживаться на курсе, нужно только не забывать о дрейфе, из-за которого лодка движется вперед не прямо носом, а немного в сторону подветренной скулы.  

лавировка парусной лодки
Рис. 125. Лавировка парусной лодки

поворот оверштаг
Рис. 126. Поворот оверштаг

Для смены галсов на лавировке применяют поворот оверштаг (рис. 126). Чтобы четко выполнить этот поворот, необходимы два условия: скорость, достаточная для того, чтобы лодка по инерции прошла через линию встречного ветра, и слаженные действия экипажа. В слабый ветер, особенно на маленьких лодках, не обладающих заметной инерцией, перед началом поворота следует слегка увалиться под ветер, чтобы набрать скорость. По команде «К повороту!» шкотовый снимает стаксель-шкот с утки и берет его на руки. Отдавая команду «Поворот!», рулевой кладет руль на ветер. Лодка поворачивается носом к ветру и, как только стаксель начинает заполаскивать, шкотовый отдает шкот и выбирает его с другого, ставшего подветренным борта. На лодках, вооруженных одним гротом, сделать оверштаг проще, парус сам обезветривается и переваливает на подветренный борт, однако плечо момента сил ветра, поворачивающего судно, при этом меньше, а это значит, что при недостаточной скорости поворот может не получиться. В этом случае приходится ложиться на прежний курс и начинать поворот снова. Лодка может остановиться в положении левентик и получить задний ход. В этом случае поворот оверштаг можно завершить, задержав рукой гик, чтобы парус работал в обратную сторону, и переложив руль в сторону, противоположную повороту. После того, как лодка на заднем ходу минует линию ветра, можно ложиться на нужный курс.

Во время поворота не следует резко перекладывать руль, особенно в слабый ветер. Работать им нужно плавно. Угол, на который перекладывают руль, не должен превышать 30—35°.

Страницы: 1 2 3 4 5