Конструкция для перевозки лодок на крышевых багажниках автомобилей

Достоинством устройства (рис. 110), разработанного И. А. Лаврищевым, является небольшая масса — около 8 кг без багажника и достаточно высокая грузоподъемность — при массе лодки до 80 кг машина без особых ограничений по скорости может идти но проселочным дорогам. Багажник и задняя опорная рама служат для восприятия тяжести лодки в шести точках. Направляющие, уложенные на багажник, используют для продольных перемещений лодки при ее погрузке и разгрузке, на них же лодка фиксируется при перевозке. Для крепления направляющих в верхнем ободе багажника высверливаются отверстия под болты диаметром 6 мм. Чтобы снизить центр тяжести груза, вертикальные опоры багажника следует укоротить, а лапы заменить желобом из дюраля, подогнанным к водосточному желобу крыши автомобиля.

устройство для перевозки лодки на багажнике
Рис. 110. Устройство для перевозки лодки на багажнике:
1 — кронштейн (укреплен на бампере машины постоянно); 2 — бампер; 3 —  вертикальная опорная рана; 4 — направляющий желоб из двух уголков 25X25; 5 — верхний обод стандартного багажника, к которому направляющие крепятся болтами М6

На бампер вертикальная рама опирается при помощи двух кронштейнов из стали. В середине кронштейна сверлится отверстие под болт, которым он вместе с бампером крепится к кузову. В местах соединения стоек рамы с направляющими и кронштейном на бампере в полости стоек устанавливают деревянные вкладыши. На лодке крепятся четыре постоянные опоры: две носовые с колесами-шарикоподшипниками и две кормовые, являющиеся одновременно элементами захватных приспособлений, При эксплуатации лодки опоры можно снять, если не удастся совместить их по назначению с имеющимися на палубе дельными вещами.

схема погрузки лодки на устройства
Рис. 111. Схема погрузки лодки на устройства

Порядок погрузки лодки на машину такой (рис. 111): а — на лодке болтами, например через подуключины, крепится временная поперечина (на легкой лодке можно обойтись без поперечины);
б — лодку поперечиной опирают на направляющие желоба; в — корму лодки поднимают и на передних колесах продвигают ее вперед, пока задние опоры не придут на свое место; г — продвигают лодку еще немного вперед, чтобы языки задних опор зашли под болты, а передние опоры опустились в прорези, сделанные в направляющих; вставляют стопорный болт, проходящий через стенки направляющего желоба и переднюю-опору.