В помощь мотору и веслам

Чем больше изгибается мачта, тем сильнее натягиваются нижняя и задняя шкаторины. Это помогает парусу сохранять форму при значительных усилениях ветра. Чтобы еще больше повысить жесткость нижней и задней шкаторин, их кроят с небольшими серпами. Лучший результат можно достигнуть, подкрепив заднюю шкаторину латами, как это делается на парусе виндсерфера. В этом случае задняя шкаторина может даже иметь небольшой горб.

Парус надевают на мачту через отверстие, оставленное в галсовом углу при сшивании полотнищ, и поднимают в рабочее положение фалом. Чтобы нисходящая ветвь фала меньше нагружала изогнутую мачту, между топом мачты и фаловым углом паруса делают простейшую таль, в которой роль подвижного блока выполняет огон верхнего конца булиня задней шкаторины (см. рис. 31). Таль с учетом трения в «блоках» позволяет уменьшить натяжение фала в 3—4 раза. Фал проводят на минимальном расстоянии от мачты, чтобы он не сгибал ее и не касался парусины,  пропуская через кольца, приваренные к гайкам болтов, на которых собираются колена мачты.

Опускают парус в такой последовательности. Отдают таль шкотового угла и фал, спускают парус вместе с гиком до уровня палубы, подбирают парус к гику и стягивают их шкотом. Чтобы снять парус с мачты, вынимают ее из гнезда или разбирают.

Гик обязательно крепят к мачте шарнирно, так как при подъеме и спуске паруса он поворачивается на значительные углы в вертикальной плоскости. Ось, вокруг которой вращается гик (см. рис. 32), приваривают или надежно крепят другим способом к втулке (отрезку трубы), имеющей внутренний диаметр на 0,5—1 мм больше диаметра мачты. Это позволяет гику при спуске и подъеме паруса свободно скользить по мачте. В  рабочем положении гик фиксируется специальным штертиком, пришитым к передней шкаторине паруса.

Остойчивость тримарана обеспечивается больше силами экипажа, чем глиссирующими поплавками, которые, как и весло в варианте парусно-гребной байдарки, выполняет в основном страховочные функции.

Поперечная балка тримарана состоит из прочной центральной трубы и двух крайних секций байдарочного весла. К лопастям весла крепятся воздушные емкости (рис. 33) — надувные бревна (Ø 175 мм, l=1,1 м). Бревна помещаются в матерчатые чехлы — обтекатели. В нижней части обтекателя пришивают карман для стрингера, который может быть сделан из лыжной палки. За стрингер с помощью крюков поплавок крепится к лопасти весла. Поплавок можно прикрепить к нижней части лопасти, и он будет тогда работать как водоизмещающий. В этом случае его подкрепляют не одним, а двумя стрингерами.

поплавок
Рис. 33. Поплавок:
1 — цевье весла; 2 — лопасть весла; 3 — отверстие под крючок в кармане стрингера поплавка; 4 — сосок камеры надувного бревна; 5 — карман кормового стягивающего штертика обтекателя: 6 — стягивающий штертик; 7 — камера — надувное бревно; 8 — обтекатель; 9 — карман стрингера; 10 — стрингер, дюраль, Ø18X1, l=500; 11 — резиновая трубка или слой изоленты; 12 — гайка-барашек Мб; 13 — крючок, сталь; 0 6: 14 — шайба 6
шверц
Рис. 34. Шверц:
1 — брусок, дуб, 34X120X60; 2 — заклепка Ø6; 3 — шайба, фторопласт, Ø90X16, δ=4; 4 — шайба, сталь или дюраль, Ø90X17, δ=4; 5 — шайба 16; 6 — скоба, дюраль, δ=2—4; 7 — болт М8; 8 — поперечная балка; 9 — гайка М16 с приваренными воротками; 10 — болт М16; 11 — шплинт Ø3; 12 — заклепка Ø3; 13 — усиливающая накладка шверца; дюраль, δ=1—1,5; 14 — шверц, сосна

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18