В помощь мотору и веслам

Руль на байдарках «Салют» оставляют штатным, на «Тайменях» площадь пера приходится увеличивать. Управляют рулем обычно с помощью штатных штуртросов, педалей и стремян, хотя некоторые рулевые предпочитают применять удлинитель румпеля. Во всех случаях длину штатного румпеля байдарок желательно (для «Тайменя» обязательно) увеличить на 50—100 мм. Нагрузки на руку рулевого уменьшатся, а точность управления возрастет.

Силовая рама парусного вооружения сделана по Т-образной схеме. Роль поперечной силовой связи (рис. 40) выполняет в основном задняя балка тримарана. Продольной связью служит передняя часть набора байдарки. На «Стриже-4,5» были впервые применены раздвоенные внизу ванты. Они позволяют далеко разнести по длине байдарки поперечные балки, что улучшило условия размещения экипажа.

Предварительное натяжение стоячему такелажу — вантам и штагу — дается очень небольшое. Уже при ветре 4 м/с подветренная ванта начинает немного провисать.

Набор передней части байдарки выдерживает нагрузки от стакселя площадью 2,5 м2 при ветре до 5 м/с, но все же лучше подстраховать его двойной тросовой стяжкой. Стяжка идет от верхней части форштевня, сразу раздваивается, проходит под вторым шпангоутом в районе крепления средних стрингеров, поднимается вверх и оканчивается на третьем шпангоуте у фальшбортов. Второй шпангоут также следует подкрепить накладкой или пиллерсом.

поперечная балка тримарана «Стриж-4,5»
Рис. 40. Поперечная балка тримарана «Стриж-4,5»: 1 — средняя часть балок I и II. Ø40X1,5, l=1800; 2 — дужка, трубка Ø14X1; 3 — болт Мб; 4 — фальшборт байдарки; 5 — гайка М6; 6 — крайняя часть балок (для балки I—Ø45X1.5, l=800, для балки II — Ø36X1, l=900); 7 — стрингер поплавка; 8 — карман стрингера; 9 — поплавок; 10 — фиксатор 05; 11 — стягивающий штертик; 12 — резиновая шайба; 13 — резиновое колечко; 14 — наметка из изоленты на балке

поплавок тримарана «Стриж-4,5»
Рис. 41. Поплавок тримарана «Стриж-4,5»

Продольная остойчивость байдарок «Салют» и «Таймень», если не загружать нос тяжелыми вещами, вполне достаточна для несения парусности площадью 4,5 и 7 м2. Поперечная остойчивость обеспечивается двумя водоизмещающими поплавками объемом 57,5 дм3 каждый. Поплавки (рис. 41) имеют комбинированную конструкцию, состоящую из чехла-обтекателя и воздухонепроницаемой камеры. В каждый поплавок через кормовое отверстие в обтекателе вставляется по два надувных бревна. (Ø 200 мм, l=1,2 м). Можно применять и бревна меньшего размера (Ø 175 мм, l=1,1 м), но в этом случае в свежий ветер тримаран придется энергично откренивать. Для удобства откренивания устраивают бортовые сиденья или одно длинное сиденье вдоль задней балки. Фальшборта байдарки при этом подкрепляют накладными дюралевыми угольниками, а второй и третий шпангоуты в местах крепления фальшбортов усиливают пиллерсами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18