В помощь мотору и веслам

Можно изготовить и цельноклееные поплавки. Их диаметр целесообразно принять 280—300 мм. Мореходность и ходовые качества тримарана с поплавками увеличенного объема улучшаются, а на стоянках из таких поплавков, используя закрепленные к ним крайние секции поперечных балок и надувной матрас — сиденье, можно собрать одноместный плотик — катамаран для рыбалки в тихих заливах.

Поплавки крепятся к поперечным балкам одним из способов, показанных на рис. 42. Передняя балка тримарана имеет достаточную гибкость, чтобы при столкновении поплавка с гребнями волн он имел возможность изменять дифферент.

способы крепления поперечной балки к фальшбортам  байдарки
Рис. 42. Способы крепления поперечной балки к фальшбортам байдарки: а — крепление балки к широким планширям; б — использование угольников усиления фальшбортов; в — аварийное крепление балки:
1 — поперечная балка; 2 — наметка из изоленты на балке; 3 — дека байдарки; 4 — гайка-барашек; 5 — планширь; 6 — крючок, сталь; 7 — резиновая трубка или слой изоленты; 8 — вариант с дужкой; 9 — заклепка Ø4—5; 10 — угольник, дюраль; 11 — фальшборт; 12 — стяжка — капроновый или хлопчатобумажный трос Ø4—6; 13 — вспомогательный брус

Безопасность плавания обеспечивается большим объемом боковых поплавков, прочностью поперечных балок, высокой жесткостью грота и хорошей управляемостью тримарана. Полностью погруженный в воду поплавок создает восстанавливающий момент около 90 кг-м. Балки способны выдержать эту, а также дополнительные динамические нагрузки, возникающие на ходу. С учетом откренивающего момента, который создает экипаж, тримаран может нести грот при ветре до 10 м/с. В сильный ветер грот, однако, не выбирают полностью, чтобы не допускать полного погружения подветренного, поплавка в воду. При шквале можно лечь в дрейф. Для этого на курсе полный бейдевинд травят парус до флюгерного положения и, работая рулем и шкотом, удерживают тримаран на этом курсе с минимальным ходом. Спускать парус во время шквалов, если эта операция не была тщательно отработана на тренировках, не рекомендуется. При отданном фале парус начинает заполаскивать с большой амплитудой. Он может порваться либо травмировать экипаж.

«Стриж-4,5» не выдерживает очень сильных попутных ветров. Носовая часть груженого «Салюта-5,2» при значительном волнении начинает деформироваться уже при скорости 10 км/ч. Если предстоит переход при свежем попутном ветре и не предусмотрена система рифления грота, то лучше идти под одним стакселем, растянув его переднюю шкаторину вдоль мачты, как у триселя.

Высокая надежность «Стрижа-4,5» приводит к тому, что некоторые неопытные рулевые переоценивают возможности и судна, и свои собственные. Чтобы избежать аварии в конструкцию тримарана обязательно вводится страховочный элемент. Им может служить карабин, которым ванта крепится к кольцу своей раздвоенной части. При нарастании нагрузок выше допустимого предела карабин разгибается, ванта отдается, и мачта с парусом падают за борт. Остаться без мачты в таком случае все же лучше, чем опрокинуться.

Фактическую прочность страховочного элемента обязательно проверяют опытным путем. Для этого ставят загруженный тримаран на мелководье, привязывают к мачте на высоте 2 м от степса длинный конец и тянут за него, имитируя действие сильного ветра на разных курсах.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18