В помощь мотору и веслам

Мачта, раскрепленная двумя боковыми растяжками — вантами и одной носовой — штагом из 10—15 мм растительного или 2,5—3 мм стального троса, установлена сразу перед переборкой багажника. Ванты и штаг обтягиваются втугую с помощью винтовых талрепов или, в крайнем случае, тонкого прочного шнура, несколько раз пропущенного через серьги. Грот пришнуровывается к гику и рейку 6-миллиметровым капроновым шнуром и поднимается на мачту с помощью фала. Передняя шкаторина паруса должна быть туго натянута параллельно мачте.

К передней шкаторине стакселя через 400—600 мм пришиваются проволочные карабины, которыми парус крепится к штагу. На мачту стаксель поднимается стаксель-фалом. Для управления парусами служат гика-шкот, коренной конец которого заложен за рым на днище, а ходовой — проведен через блок на гике, и стаксель-шкоты, ввязанные в задний (шкотовый) угол паруса и проведенные по бортам через скобы или кольца на комингсе. Фалы грота и стакселя крепятся к уткам на мачте.

Площади парусов подобраны таким образом, что лодка может идти к ветру даже под одним гротом, если оборудовать ее шверцами или плавником, как показано на чертеже. Для управления лодкой под парусом должен быть предусмотрен достаточно эффективный руль, который навешивается на транец вместо подвесного мотора.

Грот можно сшить с прямыми шкаторинами, но большая тяга будет у паруса, имеющего выпуклость — горб, (см. чертеж). Чтобы задняя шкаторина не закручивалась, ее подкрепляют латами — деревянными или текстолитовыми планками толщиной 2—3 мм, которые вставляются в латкарманы на парусе.

Еще более мощное парусное вооружение может быть установлено на «Казанке» с бортовыми булями (рис. 14), увеличивающими ее остойчивость. Задача упрощается, если использовать готовые паруса, например, грот и стаксель от надувного швертбота «Мева», а в качестве кормового паруса — бизани — подвесной парус Катайнена (рис. 15). Кроме пера руля, имеющегося на подвесном парусе, таких же размеров и конфигурации шверцы установлены по бортам чуть позади носовой мачты. Это обеспечивает хорошую центровку лодки, которая на различных курсовых углах может корректироваться за счет частичного подъема шверца. Площадь всех парусов составляет почти 10 м2, но при усилении ветра может быть уменьшена, если убрать один или два любых паруса. При любой комбинации парусов лодка легко управляется и идет достаточно круто к ветру.

Рис. 14. «Казанка» с двухмачтовым парусным вооружением
устройство двухмачтового вооружения с подвесным  парусом на «Казанке»
Рис. 15. Устройство двухмачтового вооружения с подвесным парусом на «Казанке»:
1 — шверц; 2 — закрутка стакселя; 3 — щелевой стопор бизань-шкота на румпеле; 4 — сорлинь; 5 — перо руля (взамен штатного — от подвесного паруса); 6 — оттяжка шверца; 7 — гнездо уключины; 8 — фанерный планширь для размещения дельных вещей

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18