В помощь мотору и веслам

Небольшой вспомогательный парус (рис. 22) является естественным дополнением туристской гребной байдарки. При средних ветрах он позволяет развивать скорость около 5 км/ч, а благодаря низко расположенному центру парусности не создает опасности опрокидывания. При неожиданных усилениях ветра парус легко обезветрить — для этого рулевому достаточно потравить или совсем отдать шкот, и парус развернется во флюгерное положение. За несколько секунд можно вообще спустить парус: нужно дернуть за ходовой конец фала, сорвать его петлю 6 с нагеля 7, и парус вместе с рейком упадет на палубу.

Возможность быстро убрать парус (рис. 23) очень важна на речных маршрутах, когда направление судна относительно ветра постоянно меняется. После спуска паруса отдается оттяжка нижнего рейка и от верхнего рейка отсоединяется карабин фала. Парус можно свернуть вокруг рейков, стянуть шкотом, а затем уложить вдоль фальшборта и закрепить пришитыми к деке ремешками или резиновыми петлями. Мачта вынимается из гнезда и крепится вдоль другого фальшборта. В таком виде убранный парус не загромождает байдарку и не мешает грести веслами.

раскрой вспомогательного паруса
Рис. 23. Раскрой вспомогательного паруса:
1 — отверстие в кармане для крепления оттяжки нижнего рейка; 2 — кольцо из капронового троса Ø 4—6 мм; 3 — ходовой конец булиня передней шкаторины; 4 — шов соединения полотнищ паруса; 5 —полотнище паруса; 6 — усиливающая накладка; 7 — карман булиня передней шкаторины; 8 — боут; 9 — штертик для крепления паруса к рангоуту; 10 — отверстие в кармане для крепления карабина фала к верхнему рейку; 11 — карман верхнего рейка; 12 — задняя шкаторина; 13 — карман нижнего рейка

Чтобы избежать быстрой вытяжки передней шкаторины, ее усиливают булинем — капроновым тросом 0 6 мм. Вверху булинь пришивают к парусине, далее он свободно проходит вдоль кармана и выводится наружу на расстоянии 0,2 м от нижнего рейка. Нижнюю часть булиня также пришивают к парусине и выводят наружу в виде петли. Связывая части булиня рифовым узлом, можно корректировать его натяжение.

Мачта (рис. 24) состоит из трех колен, которые вставляются друг в друга и удерживаются в рабочем положении фиксаторами. От самопроизвольного выпадения фиксаторы страхуются резиновыми колечками (например, нарезанными из велосипедной камеры). Мачта крепится в степсе, имеющемся на кильсонах отечественных байдарок, и в самодельном пяртнерсе (рис. 25). Штагов и вант нет. Достоинством такой свободностоящей мачты является то, что она может вращаться вместе с парусом на 360°.

рангоут вспомогательного паруса
Рис. 24. Рангоут вспомогательного паруса: а — мачта; б — верхний реек; в — нижний реек:
1 — шпор мачты, ясень; 7 —заклепка Ø4; 3 — нижнее колено мачты, Д16Т, Ø40X1,5, 1225; 4 — наметка из изоленты; 5 — фиксатор; 6 — резиновое колечко; 7 —среднее колено мачты, Д16Т, Ø 36X1.5, l=1150; 8 — заклепка; 9 — верхнее колено мачты, Д16Т, Ø32X1, l-350; 10 — топ мачты, ясень; 11 — шток флюгарки; 12 — упор; 13 — капроновая лента; 14 — шайба; 15 — кольцо; 16 — штертик крепления кольца; 17 — передняя секция нижнего рейка, Д16Т, Ø32X1. l-1250; 18 — слой ткани, пропитанный эпоксидной смолой; 19 — задняя секция нижнего рейка. Д16Т, Ø28X1, l=970; 20 — верхний реек, Д16Т, Ø30X1, l—1260; 21 — петля для крепления карабина фала; 22 — наметка из изоленты
пяртнерс
Рис. 25. Пяртнерс: 1 — резиновая трубка; 2 — алюминиевая трубка Ø10X1; 3 — передняя планка окантовки кокпита или шпангоут; 4 — дужка из стального прутка Ø8; 5 — мачта; 6 — гайка-барашек М8; 7 — шайба

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18