В помощь мотору и веслам

В  нижней части мачты капроновым штертиком крепится кольцо — утка для оттяжки нижнего рейка. Чтобы узел не полз по мачте, на нее предварительно наматывают 2—3 слоя изоленты на тканевой основе. Крепят штертик узлом «удавка» или «рангоутным штыком» и сверху дополнительно обматывают узел изолентой.

Фал проводится через отверстие в деревянном топе мачты, стенки которого тщательно зашкуривают и натирают воском.

Нижний реек составляется из двух секций. Ограничителем служит заклепка в передней секции рейка. Зазор между трубами должен быть в пределах 0,6—1 мм. Так как подобрать трубы соответствующих диаметров трудно, можно утолстить конец тонкой трубки, обернув его тканью, обильно пропитанной эпоксидным клеем, а затем обработав посадочное место напильником.

Для рангоута подойдут трубы из дюраля или легких сплавов АМг5 и АМгб. Можно использовать трубы от штор, шесты для прыжков в высоту.

Собирают парусное вооружение в такой последовательности. В карманы по нижней и верхней шкаторинам вставляют рейки. Через отверстия в карманах выводят наружу петлю для крепления карабина фала и оттяжку нижнего рейка. В отверстия по концам рейков вставляют фиксаторы, к которым крепят штертики, пришитые к четырем углам паруса. К ноку нижнего рейка крепят шкот — хлопчатобумажную или капроновую тесьму длиной 3,5 м. Пропускают через отверстие на топе мачты фал и цепляют его карабин к верхнему рейку. Собирают и ставят мачту. Выбирая фал, поднимают парус, закладывают срывное колечко фала за нагель. Окончательно растягивают парус, набивая оттяжку нижнего рейка. Чем сильнее ветер, тем сильнее выбирают оттяжку.

На разных галсах парус может располагаться впереди мачты или позади нее. На полных курсах это не имеет существенного значения. Однако благодаря свободному вращению мачты можно сделать полноценный поворот фордевинд с переносом паруса на другой борт.

На байдарках под парусом нужно строго соблюдать правила безопасности плавания. Объем воздушных емкостей, включая термоупаковки со снаряжением, должен быть не менее 50 дм3 на человека. Емкости надежно крепят в носу, корме и по бортам байдарки.

Масса вспомогательного паруса вместе с рангоутом и такелажем около 3,5 кг. Перевозят его в штатных упаковках байдарок. Для экономии места все три колена мачты и заднюю секцию нижнего рейка вкладывают друг в друга.

В  отличие от вспомогательных парусов, которые поднимают только при попутных ветрах, вооружение парусно-гребной байдарки (рис. 26) позволяет ходить курсами галфвинд и даже полный бейдевинд. Если ветер дует слишком круто, идут «лесенкой»— 15—20 мин на веслах против ветра, потом под парусом. Отказ от лавировки под парусом позволяет упростить конструкцию вооружения, обойтись без швертов. Массу всего дополнительного оборудования байдарок удается выдержать в пределах 4,5—6 кг.

парусно-гребная байдарка и схема регулировки  латинского паруса
Рис. 26. Парусно-гребная байдарка и схема регулировки латинского паруса: а — верхний реек прямой; «пузо» 15%; б — верхний реек изогнут, «пузо» 3%:
1 — узел крепления весла к фальшбортам; 2 — средняя секция весла; 3 — лопасть весла; 4 — воздушная емкость; 5 — штертик крепления галсового угла паруса к рейсам; 6 — шарнирный узел крепления рейков; 7 — верхний реек; 8 — парус; 9 — фиксатор-нагель мачты; 10 — срывная петля фала; 11 — мачта; 12 — карабин крепления фала к верхнему рейку; 13 — отверстие в топе мачты; 14 — штертик крепления шкотового угла паруса к рейку; 15 — нижний реек; 16 — фиксатор; 17 — шкот; 18 — мягкий талреп оттяжки нижнего рейка; 19 — кольцо-утка; 20 — наметка из изоленты; 21 — пяртнерс
раскрой латинского паруса
Рис. 27. Раскрой латинского паруса (размеры серпа и горбов уточнить при шитье)

Малый вес латинского вооружения (рис. 27), простота его сборки, низкая мачта, которую можно не убирать при движении на веслах, делают этот тип парусов особенно привлекательным для установки на байдарках.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18