В помощь мотору и веслам

Пузо паруса регулируют, набивая оттяжку нижнего рейка. При этом булинь задней шкаторины заставляет рейки изгибаться дугой, как показано на рис. 26. В образующиеся вдоль них горбы уходит часть парусины, которая до этого образовывала пузо. Натяжение задней шкаторины паруса в свою очередь ведет к увеличению его жесткости, он продолжает сохранять форму несмотря на усиление ветра. Для компенсации общей вытяжки парусины применяют более грубую регулировку — перемещают шкотовый угол паруса вдоль нижнего рейка. Чем сильнее растянута нижняя шкаторина, тем меньше пузо.

Чтобы сделать заднюю часть паруса более плоской — это выгодно с точки зрения аэродинамики — заднюю шкаторину кроят с небольшим серпом. Постоянно напряженный булинь шкаторины оттягивает прилегающую к нему парусину и делает парус более плоским.

При смене галса байдарку приводят в положение левентик, руками переносят парус на другую сторону мачты и снова набивают оттяжку. Порядок подъема и спуска паруса такой же, как и для вспомогательного паруса.

Безопасность парусно-гребной байдарки обеспечивается, в основном, благодаря свободностоящей мачте (рис. 28). При шквалах с любых направлений и во всех случаях, когда рулевой чувствует, что теряет контроль над судном, он травит шкот, и парус сам становится во флюгерное положение. Чтобы обезветренный парус не заполаскивал, его пузо уменьшают до минимума.

рангоут латинского паруса
Рис. 28. Рангоут латинского паруса: а — схема мачты (конструкция аналогична показанной на рис. 24); б — верхний и нижний рейки:
1 — шпор мачты; 2 — нижнее колено мачты. Д16Т, Ø45X2, l=1100; 3 — кольцо-утка; 4 — фиксатор-нагель; 5 — верхнее колено мачты, Д16Т, Ø40X1,5. l=1160; 6 — топ мачты; 7 — капроновый трос Ø 4; 3 — петля для крепления фала к верхнему рейку; 9 — слой изоленты; 10 — заклепка Ø4; 11 — вторая секция верхнего рейка, Д16Т, Ø34X1. l=1275; 12 — пробка, ясень; 13 — третья секция верхнего рейка, Д16Т, Ø30X1. l=1275; 14 — резиновое колечко; 15 — фиксатор 05; 16 — шток флюгарки; 17 — гайка-барашек М8; 18 — шайба 8; 19— вилка, АМг, δ=1.5; 20 — первая секция нижнего рейка, Д16Т, Ø34X1, l—1250; 21 — первая секция верхнего рейка, Д16Т, Ø30X1, l=1250; 22 — болт М8; 23 — вторая секция нижнего рейка, Д16Т, Ø30X1, l=1250; 24 — слой марли, пропитанной эпоксидной смолой; — кольцо талрепа оттяжки нижнего рейка, сталь Ø6 мм

Экипаж средней квалификации, находясь на своих местах, уверенно откренивает байдарку с парусом площадью 3,4 м2 даже в свежий ветер. Для обеспечения полной безопасности этого, однако, бывает недостаточно. Опрокидывание порой происходит в безобидных ситуациях по чисто случайным причинам. Чтобы исключить такую вероятность, применяют страхующий элемент — в простейшем случае весло, надежно закрепленное поперек байдарки таким образом, чтобы его лопасть при крене встречала набегающий поток воды под углом 10—15°. Возникающая гидродинамическая сила создает восстанавливающий момент, который помогает откренить байдарку. Чтобы лопасти весла создавали восстанавливающий момент и при отсутствии хода, к ним крепят карабинами воздушные емкости, например, помещенные в сетки надувные мячи.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18