Глава 5. Повреждения фальшбортов и принципы их конструирования

§ 34. Анализ требований классификационных обществ, предъявляемых к конструированию фальшбортов

Основным назначением фальшбортов обычных сухогрузных судов является обеспечение безопасности передвижения команды по открытым палубам. На судах, перевозящих грузы на верхней палубе, фальшборты, кроме того, являются удобной конструкцией для крепления этих грузов.

Конструктивные размеры фальшбортов, как и других связей судового корпуса, выбираются на основании соответствующих требований правил классификации и постройки судов. Во всех правилах в разном объеме содержатся рекомендации по выбору конструктивных элементов фальшбортов. Анализ требований классификационных обществ позволяет убедиться в неполноте и противоречивости рекомендаций различных правил в отношении конструктивного оформления фальшбортов морских судов.

На рис. 242 обозначены основные размеры отдельных элементов, из которых состоит фальшборт, а в табл. 19 приведены основные требования отдельных правил по конструированию фальшбортов. Если учитывать то обстоятельство, что практически все правила рекомендуют не присоединять фальшборт к выступающей кромке ширстрека, то определение необходимого количества подвижных соединений является важным фактором в оценке напряженного состояния фальшборта и его отдельных конструкций при общем изгибе судна.


Рис. 242. Обозначения размеров конструкций фальшборта.

В процессе эксплуатации судна фальшборт подвергается воздействию различных нагрузок, которые следует разбить на несколько видов в зависимости от условий эксплуатации и назначения судна.

Анализ условий работы фальшбортов как корпусной связи позволяет установить следующие задачи, которые они должны выполнять:
фальшборты должны обеспечивать необходимую местную прочность на судах, перевозящих грузы на палубе и регулярно швартующихся к другим судам;
если фальшборт принимает участие в общем изгибе всего корпуса, необходимо предусмотреть меры, препятствующие переходу трещин с поврежденных конструкций на корпус. Наиболее удачным конструктивным решением данного вопроса является соединение на заклепках фальшборта с выступающей кромкой ширстрека;
фальшборты должны безопасно передавать воспринятые усилия на палубу и подпалубные конструкции. В случае необходимости должна быть предусмотрена установка дополнительных подкреплений под верхней палубой.

Если бы необходимые требования, обоснованные теоретическими и экспериментальными исследованиями, были включены в правила в виде конкретных рекомендаций, то это позволило бы избежать тех существенных недостатков в конструкциях фальшбортов, которые часто приводят к повреждениям.

Практически на всех новых судах, построенных в разных странах по новым правилам, имеют место многочисленные повреждения в фальшбортах. Это подтверждается регулярными осмотрами фальшбортов судов, эксплуатирующихся в Дальневосточном бассейне. Особенно большие повреждения наблюдаются на лесовозах и судах рыбной промышленности.

В отношении прочности фальшбортов лесовозов единственным конкретным требованием правил является уменьшение расстояния между стойками фальшборта с целью увеличения прочности фальшборта. Но даже в этом случае совершенно непонятно, о каком усилении можно говорить, не дав рекомендаций по выбору размеров планширя и стоек. Наличие прочного планширя при уменьшении расстояния между стойками фальшборта позволяет передать часть усилий с загруженных стоек на незагруженные и тем самым несколько увеличить местную прочность фальшборта.

Однако уменьшение расстояния между стойками фальшборта при планшире с малой изгибной жесткостью очень незначительно повлияет на увеличение местной прочности фальшборта.

В наиболее неблагоприятных условиях эксплуатируются промысловые суда, которым приходится регулярно швартоваться на волнении в море. Осмотры этих судов позволяют сделать заключение, что процент повреждений фальшбортов на них самый большой и что применяемые конструкции фальшбортов до сих пор совершенно не удовлетворяют условиям эксплуатации. Для фальшбортов таких судов правила не содержат никаких рекомендаций.

В правилах отсутствуют какие-либо рекомендации по использованию фальшбортов как прочных связей судового корпуса. В практике же могут быть случаи, когда целесообразно присоединять фальшборт к выступающей кромке ширстрека. При этом, с одной стороны, он будет привлекаться к общему продольному изгибу полной своей площадью и вместе с непрерывными комингсами или длинными рубками играть положительную роль в обеспечении общей прочности корпуса судна, с другой сторону, присоединение фальшборта к выступающей кромке ширстрека может значительно увеличить его местную прочность.

Во всех правилах отсутствуют рекомендации по устройству ниш для парадных трапов, которые делаются в виде уступа в фальшборте. В районах расположения ниш часто возникают трещины.

Таким образом, практически рекомендации правил относятся лишь к фальшбортам обычных транспортных судов, на которых фальшборты играют только роль ограждений открытых палуб.