Понятие о конструктивных элементах корпуса судна

Судовые перекрытия, наружная обшивка корпуса, настил верхней палубы, двойное дно и двойные борта, платформы и др. называют конструктивными элементами корпуса.

Судовое перекрытие — система продольных и поперечных связей (балок), находящихся в одной плоскости и являющихся опорным контуром листов наружной обшивки. Различают днищевые, бортовые, палубные и переборочные перекрытия. Они жестко связаны между собой и опираются друг на друга; для днищевых перекрытий жесткими опорными контурами служат борта и переборки, для бортовых перекрытий соответственно — днище, палуба и переборки и для палубных — борта и переборки.

Связи в судовых перекрытиях делят на балки главного направления и перекрестные связи. В каждом перекрытии в одном каком-либо направлении располагается большое количество одинаковых балок (балок главного направления), а перпендикулярно балкам главного направления — одна, две, три или четыре балки, но более крупного сечения (перекрестные связи). Поперечные связи поддерживают балки главного направления и являются опорой их.

В зависимости от расположения вдоль или поперек судна балок главного направления различают следующие системы набора корпуса:
поперечную — система набора, при которой основными — балками главного направления являются поперечные балки (шпангоуты);
продольную — система набора, у которой балки главного направления идут вдоль судна;
смешанную — система набора, при которой перекрытия днища и палубы делают по продольной системе набора, а борта — по поперечной (особенно у судов, которым приходится часто швартоваться).