Общие правила разметки

Технологические процессы разметки судовых конструкций являются основными операциями, обеспечивающими качественную обработку и подготовку к сборке деталей корпуса.

При разметке наносят и прокернивают (для изготовления деталей и контроля точности обработки и сборки): линии контуров деталей и вырезов, теоретические и контрольные линии, линии припусков, слома и отгиба фланцев, фасок и скосов; центры закругления прямоугольных вырезов и отверстия под заклепки и болты, а также линии прилегания смежных конструкций и набора. Ошибочно поставленные керны должны быть тщательно забиты. Не наносят те из перечисленных линий, положение которых уточняют в процессе изготовления деталей или сборки, а также центры отверстий под заклепки и болты на накладных и съемных листах.

На листах из углеродистой и низколегированной стали разметку выполняют со стороны установки набора. Листы из двухслойной стали размечают со стороны основного металла, исключение делается в случаях установки набора на плакирующий слой и резки листов на механических ножницах. Если вырезка деталей из листов двухслойной стали предусмотрена на газорезательном оборудовании, то разметку выполняют со стороны основного металла.

Разметку заготовок из листов, подвергающихся гибке, производят кернением с вогнутой стороны, за исключением случаев, указанных на чертежах.

При разметке деталей на листах из двухслойной (по плакирующему слою) или нержавеющей стали (дополнительно к вышеизложенному) допускается кернить только линии контура деталей, контура вырезов, фасок, приварки набора сплошным швом. Теоретические и контрольные линии и линии приварки набора — прерывистым швом, линии сломов и изгиба наносят только чертилкой.


Рис. 55. Правила нанесения линий разметки и знаков маркировки на чертежах и шаблонах, кернения и обозначения их на металле

Нанесение линий на чертежах-шаблонах и эскизах, кернение и обозначение этих линий на листах металла производят в соответствии с изображенными на рис. 55 эскизами.

Размеры размечаемых деталей должны соответствовать плазовым или чертежным данным с учетом припусков, поправок на величину деформаций от сварки и на величину зазора под сварку. Отклонения фактических размеров размеченных деталей от номинальных не должны превышать следующих величин (мм):
Габаритные размеры листовых деталей при длине (ширине):
до 3 м.............±0,5
свыше 3 м.............±1,0
Размеры вырезов для прохода набора и др......1,0
Разность диагоналей............2,0
Прямолинейность или другая форма кромки при длине кромки или хорды:
до 3 м.............±0,5
свыше 3 м.............±1,0
Толщина линий, наносимых на металл чертилкой, должна быть не более 0,3 мм, толщина меловых линий, отбиваемых ниткой, — не более 0,7 мм.

При разметке деталей оставляют по кромкам припуски — часть металла, удаляемую с заготовки при изготовлении детали. Величину припусков и их расположение устанавливают, исходя из технологии изготовления деталей и сборки конструкции, указывают на эскизах и чертежах.

Эскиз или шаблон изготовляют без учета припуска по контуру детали, а припуск и его величину указывают надписью по кромке (например, припуск 30 мм). Припуск устанавливают 20—50 мм по крайним кромкам концевых деталей полотнищ и набора секций. При разметке деталей с припусками контур детали размечают без учета припуска и затем добавляют величину припуска к соответствующей кромке детали.

На деталях сложной формы, проходящих горячую гибку и стыкующихся со штевнями, оставляют увеличенные припуски.

На деталях, которые обрабатываются окончательно и не имеют припусков, следует учесть усадочные деформации от сварки. Размеры усадки учитывают и указывают на эскизах, шаблонах, чертежах-шаблонах и копир-чертежах. Для проверки правильности обработки кромок деталей по контуру на крупногабаритных деталях прочерчивают контрольные линии.  Их пробивают или прочерчивают параллельно кромкам деталей на расстоянии 50 или 100 мм; фиксируют тремя кернами с шагом 400—500 мм.

При разметке деталей, подвергающихся гибке, необходимо точно определить размеры развертки с учетом толщины металла. Все расчеты длин заготовок ведут по средней линии толщины изгибаемых деталей.

Построение базовых, контурных и вспомогательных линий, центров отверстий и окружностей производят от неизменной линии или плоскости, от которой откладывают все размеры. Такими линиями и плоскостями служат теоретические линии корпуса и отдельных конструкций.

Размеры для определения положения любой конструкции на судне задают от теоретических плоскостей и линий корпуса до теоретических линий размечаемой конструкции.

К теоретическим плоскостям корпуса относят плоскость мидель-шпангоута, основную (ОП) и диаметральную (ДП) плоскости; к теоретическим линиям корпуса (Т) — линию мидель-шпангоута, основную линию (ОЛ), ватерлинию и след ДП; к теоретическим линиям (Т) отдельных конструкций — линии наружной обшивки (НО), шпангоутов, флоров, бимсов, палуб, переборок, платформ, элементов продольного набора и др.

Для всех металлических конструкций и профилей Т проходит по стороне (рис. 56), ближайшей к ДП плоскости мидель-шпангоута и к ОЛ (б, в, г, д, и, к, л, м, н), кроме шахт, барабанов и комингсов люков (3), у которых Т проходит по внутренней стороне листа или профиля. У вертикальных связей (рис. 56, а, ж), совпадающих с ДП, Т проходит по средине вертикального листа конструкции. При совпадении практического мидель-шпангоута с флорным (е) и шпангоутной рамой Т считается проходящей с кормовой стороны стенки флора или рамы.

В случае применения конструкций, не изображенных на рис.  56, на чертеже указывают, до какой линии заданы размеры, определяющие положение конструкции.

положение теоретических линий элементов корпуса  судна
Рис. 56. Положение теоретических линий (Т) элементов корпуса судна:
а — вертикальный киль, наружная обшивка и второе дно, б — днищевые стрингеры, кильсоны и боковые кили, в — флоры, г — продольные ребра жесткости по горизонтальным связям и карлингсы, д — продольные ребра жесткости по вертикальным связям и бортовые стрингеры, е — положение практического миделя в случае совпадения его со шпангоутом, ж — переборки, стенки выгородок и рубок, расположенные в диаметральной плоскости, з — комингсы люков, шахты и барабаны, и — переборки, стенки выгородок и рубок, к — палубы и платформа (палубные стрингеры), л —  бимсы, шпангоуты, рамные бимсы и рамные шпангоуты, м — стойки переборок, н — фундаментные балки

Маркировка размеченной детали состоит из основной, дополнительной и вспомогательной.

Основная маркировка включает номер заказа, секции (блока), чертежа, детали, район установки детали на судне, толщину детали, марку стали; дополнительная маркировка состоит из указаний об обработке кромок, о гибке и величине припуска, ориентировочных надписей: «Нос», «Корма», «Верх», «Низ», «Правый борт», «Левый борт», «ДП», «Номер шпангоута», положение относительно миделя и основной плоскости. Основную и дополнительную маркировку производят кернером и масляной краской. Все другие указания, например «Вырез сделать при сборке», относят к вспомогательной маркировке, которую выполняют масляной краской.

На крупных деталях основную марку наносят у короткой стороны детали, около ориентирующей надписи «Нос», если детали располагают в судовых конструкциях горизонтально; около надписи «Нос» или «Низ» — на вертикально располагаемых деталях и в районе надписи «Низ» — на деталях поперечных переборок и выгородок. На мелких деталях место расположения основной марки определяют формой и размерами деталей.

Маркировку можно наносить вручную с применением кернеров (однако маркировка ручником и кернером — малопроизводительная операция), а также пневматическими кернерами, повышающими производительность труда. Принцип действия пневматического кернера такой же, как и любого пневматического инструмента ударного действия. Подача сжатого воздуха к кернеру осуществляется от заводской воздушной магистрали шлангами. Применение газорезательных автоматов сокращает время на операцию разметки деталей, но не изменяет объема работ по их маркировке.

Для автоматизации процесса маркировки деталей на поточных линиях газовой вырезки созданы разметочно-маркировочные машины с программным управлением.

Подготовительные работы. На разметку следует подавать листы и профиль, детали из которых будут вырезаться механическими ножницами, переносными машинами для тепловой резки или ручными газовыми резаками. Все листы и профили, поступающие на разметку, предварительно должны быть выправлены, т. е. не иметь на своей поверхности волнистости, выпучины и других неровностей, которые могут исказить разметку. Поверхность листа и профиля должна быть хорошо очищена от грязи, ржавчины и окалины. До разметки следует тщательно осмотреть листовой или профильный металл для того, чтобы установить отсутствие дефектов поверхности (расслоение, раковины, трещины и др.).

После укладки листов или профиля на разметочный стол или козлы, проверяют соответствие марки металла и его размеров чертежным данным. Приступая к разметке детали, разметчик знакомится с технической документацией (чертежом, эскизом, шаблоном и рейкой) и с технологическим процессом обработки деталей. Расположение деталей на размечаемом листе зависит от метода и (порядка обработки после разметки.