Организация судоремонтного завода и рабочего места судокорпусника-ремонтника

Назначение и классификация судоремонтных промышленных предприятий

Судоремонтные промышленные предприятия представляют специализированные промышленные предприятия, предназначенные для производства всех видов ремонта корпусов судов, судовых механизмов, судового оборудования. Значительное пополнение морского и речного флота, а также рыбного хозяйства крупными судами новейших типов со сложными судовыми механизмами потребовало коренной реконструкции судоремонтных предприятий. Для их ремонта построены крупные судоремонтные предприятия на морях и больших реках.

Судоремонтные предприятия характеризуются по следующим признакам:
принадлежности — предприятия Министерства морского флота, Министерства речного флота, Министерства рыбного хозяйства;
степени сложности основного производства — предприятия, выполняющие малый, текущий, навигационный ремонты; все виды ремонта; одновременно с ремонтом и постройку судов; ремонт, содержание, техническое обслуживание судов;
типам судов — предприятия, предназначенные для ремонта судов с дизельными, паровыми, турбинными установками; пассажирских, сухогрузных, буксирных судов; несамоходного флота.

В Министерстве морского флота большинство предприятий выполняют все виды ремонта; отдельные наряду с ремонтом производят постройку судов; специализированные выполняют малый и навигационный ремонты.

В Министерстве речного флота многие судоремонтные предприятия одновременно с выполнением ремонта занимаются техническим обслуживанием судов; кроме того, техническим обслуживанием занимаются специализированные транспортно-промышленные предприятия — ремонтно-эксплуатационные базы (РЭБ) флота, имеющие цехи технической эксплуатации. Вопросами технической эксплуатации судов занимаются их судовладельцы.

Для выполнения производственных заданий, возложенных на судоремонтные промышленные предприятия, они должны иметь:
полный комплекс оборудованных цехов и другие производственные участки;
территорию, удобную и достаточную для размещения производственных и хозяйственных сооружений с оборудованной причальной линией;
акваторию — водную площадь, примыкающую к территории судоремонтного предприятия и защищенную от волнения и ледохода, с подходами достаточной глубины для обеспечения проводки и размещения на ней всех ремонтируемых судов;
производственные цехи — заготовительные, обрабатывающие, сборочно-монтажные и специализированные производственные участки, вспомогательные цехи;
судоподъемные средства — эллинги, слипы, доки; заводские хозяйства, обслуживающие предприятия, — энергетические, транспортные и складские; административные здания.

В номенклатуру работ, выполняемых судоремонтными предприятиями, входят: механические, слесарно-сборочные и монтажные, корпусные, котельные, сварочные, медницкие, столярные, плотничные, кузнечные и др. В связи с многообразием типов и размеров судов судоремонтные работы выполняются не только в цехах, но и непосредственно на судах, находящихся на плаву, акватории завода или судоподъемных сооружениях.

На большинстве судоремонтных предприятий основные работы по ремонту выполняют по следующей схеме: детали и узлы металлического корпуса, дерево в составе корпуса, судовые устройства, системы трубопроводов и оборудование заготовляют в цехах и устанавливают по месту на судне взамен снятых дефектных и изношенных. Механизмы разбирают на судне, отдельные узлы этих механизмов транспортируют в цех для ремонта; после ремонта и доставки узлов и деталей на судно сборку механизмов производят на судне; отдельные механизмы демонтируют в неразобранном виде (агрегатный метод), транспортируют в цехи для ремонта, а вместо них ставят другие из обменного фонда;  после ремонта снятые механизмы поступают в обменный фонд.