Основные приемы судовой разметки

Разметку судовых деталей выполняют по чертежам, плазовым эскизам, шаблонам с плаза или с места, с помощью реек и фотопроекционным способом.

Разметку по чертежу производят для деталей, не связанных с обводами корпуса. К таким деталям относят: бракеты, кницы, листы мелких подвесных фундаментов, цистерны, наварыши, крышки горловин и др.

Разметку по плазовым эскизам широко применяют при постройке и капитальном ремонте судов. Сущность этого метода заключается в том, что на плазе разрабатывают и затем вычерчивают на бумаге эскизы деталей с указанием их размеров, базовых и контрольных линий, линий вырезов, линий примыкания смежных деталей. На эскизе указывают марку и толщину металла, положение детали на судне, номер чертежа и детали. Разметка по таким эскизам представляет собой графическое построение на металле контура детали обычным разметочным инструментом. Для разметки сложных деталей (листов наружной обшивки, настилов палуб, криволинейных стрингеров, требующих применения разверток) к эскизам прилагают шаблоны или рейки.

Разметку по шаблонам производят для судовых деталей особо сложных контуров и значительной кривизны.

При разметке по шаблонам очерчивают чертилкой контур шаблона на металле и кернят; переносят на металл места притыкания сопряженных деталей, контрольных рисок, маркируют. Линии и точки внутри контура переносят на металл прошивным керном.

Разметка то рейкам заключается в построении с их помощью на металле контура детали. При этом способе на рейку снимают данные с плаза — линии пазов, стыков, шпангоутов, притыкания смежных деталей. Разметку деталей производят наложением реек на металл для перенесения рисок. Затем риски соединяют линиями и получают контур детали. Разметка по рейкам и шаблонам может производиться одновременно несколькими разметчиками. Рейки и шаблоны для сложных деталей снабжают эскизами, на которых указано, как пользоваться рейками или шаблонами при разметке тех или иных деталей.

Если в работу поступают несколько одинаковых деталей, то обычно размечают одну из них и по ней, как по образцу (шаблону), намечают остальные. Иногда образцом служит не деталь, а шаблон, изготовленный из тонкого железа, дерева или фанеры. Перенесение размеров и всех указаний с шаблона на размечаемый лист называют трафареткой, или наметкой.

При серийном изготовлении одинаковых конструкций трафаретку часто заменяют контуровкой. Контуровка — это процесс, при котором производят частичную обработку пачки листов по шаблону-кондуктору, уложенному на этой пачке. Затем листы раскладывают и переносят на них размеры и все указания с шаблона-кондуктора.

При обычных ремонтах судов применяют разметку по шаблонам, снятым с места. При частичной замене обшивки, переборки, палубы и других деталей корпуса и надстроек снимают с этих мест шаблоны, переносят на эти шаблоны основные размеры деталей, а также места присоединения остающихся на месте деталей. Согласно этим шаблонам размечают листовой и профильный металл, идущий взамен снятого с судна.

При секционно-блочном методе ремонта судов, в процессе которого производят разбивку на плазе секции или блока, разметку металла выполняют с применением эскизов, реек и шаблонов, составленных по плазовым данным.