Подъемно-транспортное оборудование в судостроении и при судоремонте

Крановое оборудование на судостроительных и судоремонтных заводах

Применяющиеся в настоящее время на судостроительных и судоремонтных заводах типы кранов можно объединить в следующие группы:
с ограниченной боковой подачей (дерриковые краны и неподвижные башенные);
с боковой подачей по всей длине стапеля (передвижные башенные краны и портальные со стрелой);
с торцевой подачей (мостовые, травеллерные и кабельные краны);
с универсальной подачей (консольные мостовые и травеллерные краны).

Дерриковый кран представляет собой усовершенствованную грузовую стрелу, установленную на мачте, которая является неподвижной и вращается вокруг оси-стойки с ограниченным кругом вращения; полному повороту мешает наличие оттяжек от мачты.

Башенные неподвижные краны отличаются от дерриковых увеличенной зоной действия стрелы (поворот на 360°).

Передвижной (катучий) башенный кран является простейшим, наиболее часто встречающимся краном с боковой подачей (рис. 133). Электрический привод для работы и передвижения крана требует особого оборудования для подвода энергии; кабель-троллей для подвода электроэнергии расположен в специальной траншее между краном и стапелем. Грузоподъемность таких кранов достигает 20 т при вылете стрелы 13 м и 10 т — при вылете 26 м, но маневренная способность этих кранов ограничена.


Рис. 133. Передвижной башенный кран

Портальные передвижные краны обладают большой маневренностью и производительностью и применяются широко (рис. 134). Основой таких кранов является передвигающийся по рельсовым путям П-образный портал. Сверху на портале установлен самостоятельный поворотный кран со стрелой. Грузоподъемность портальных кранов достигает 75 т. При любом вылете стрелы грузоподъемность одинакова; высота подъема груза — до 40 м.


Рис. 134. Передвижной портальный кран

На рис. 135 изображен мостовой кран, обслуживающий строительство судов на эллинге; состоит из мостовой фермы и грузовой тележки. Мостовой кран передвигается вдоль всего пролета эллинга, а находящаяся на мосту грузоподъемная тележка двигается поперек пролета, обеспечивая подачу груза в любую точку стапеля.


Рис. 135. Мостовой кран

Широко применяется также эстакадный мостовой кран, обслуживающий открытые стапели; опорами для него являются устроенные по бокам вдоль стапеля специальные эстакады из колонн, на которых сбоку установлены рельсовые пути для эстакадного крана.

Железнодорожные краны бывают различной грузоподъемности и разные по конструкции. Они применяются на судоремонтных заводах при стапелях, слипах, в судоямах, в местах, где проложены рельсовые пути. При отсутствии рельсов (применяют безрельсовые краны на автомобильном и гусеничном ходу.

Крановое оборудование цехов и достроечных мест. Современные судостроительные заводы имеют также краны, относящиеся к внутрицеховому оборудованию; как правило, оно состоит из мостовых кранов.

Плавучие краны — это краны на плаву для обслуживания достраиваемых и ремонтируемых судов. Некоторые плавучие краны имеют вращающуюся башню со стрелой, у других — стрела жестко скреплена с понтоном.

Грузоподъемность современных плавучих кранов достигает 450 т, наиболее часто применяются краны грузоподъемностью 100—150 т. Краны большой грузоподъемности (рис. 136) используются на заводах для погрузки на суда надстроек, имеющих большую массу; нередко такие краны применяют для спуска на воду небольших судов, а также для подъема кормы средних судов при замене гребных винтов.


Рис. 136. Плавучий кран