Предельные износы конструкций корпуса судна

На конструктивных элементах корпуса: наружной обшивке, настиле палуб, днищевом, бортовом и палубном наборах, на сварных и клепаных швах в процессе эксплуатации появляются коррозионные поражения, которые начинаются с разрушения поверхности и распространяются в глубь металла.

Износ, как следствие усталостных явлений, наблюдается на конструктивных элементах корпуса, работающих в условиях переменных по направлению нагрузок. Этот износ проявляется в виде микротрещины, идущей в глубь металла. Износ деталей непосредственно влияет на их прочность. Так, с уменьшением толщины листов обшивки судна и его набора, прочность корпуса будет уменьшаться. Различают нормальный износ и предельно допустимый. Размеры детали, которые получаются в результате износа, исключающие нормальные условия работы, являются предельными. Разность между построечным и предельным размерами называется предельным износом. При обнаружении предельного износа конструкцию корпуса, узел или деталь не допускают к дальнейшей эксплуатации.

Износ от трения (истирания) корпусов сухогрузных, нефтеналивных судов, наблюдается в меньшей степени, но для отдельных типов судов, например: судов ледового плавания, земмашин величина износа от трения получается значительной.

Техническое состояние корпусных конструкций и величина износа устанавливается освидетельствованием корпусов судов инспекцией Регистра. Наиболее объективной и показательной оценкой технического состояния судна является присвоение класса Регистра, означающее, что конструктивные данные и техническое состояние корпуса судна полностью, либо в достаточной степени отвечают требованиям правил и норм Регистра — обеспечивается надежность и безопасность судна в эксплуатации. Для сохранения класса Регистра судно подвергается периодическим очередным классификационным и ежегодным освидетельствованиям на плаву и в доке.

Периоды между доковыми освидетельствованиями согласно правилам Регистра СССР не должны превышать: одного года для пассажирских судов и судов, систематически плавающих во льдах; двух лет для остальных судов.

Объем производимых осмотров и испытаний при очередных классификационных освидетельствованиях определяется в соответствии с правилами Регистра СССР или речного Регистра РСФСР в зависимости от возраста судна и его технического состояния.

Степень износа устанавливается очередным классификационным освидетельствованием корпуса судна Регистром через четыре года. Для осмотра инспектором Регистра предъявляются: наружная обшивка, палубы, водонепроницаемые переборки, настил двойного дна, набор корпуса и другие ответственные элементы корпуса. Специальные освидетельствования корпуса проводятся Регистром после аварий, посадок судна на мель, столкновений и т. д. Результаты освидетельствования оформляют специальным актом и заносят в технические формуляры судна.