Работы, выполняемые при ремонте судна в доке

В доке ремонтируют следующие части и устройства судна: подводную часть корпуса (наружную обшивку и набор), бортовую обшивку и набор до ватерлинии, а также отсеки междудонного пространства (балластные, топливные и пресной воды); выгородки для эхолота и др. Одновременно с ремонтом корпуса в доке производят ремонт дейдвудного устройства, движителей, подруливающего устройства и подводной арматуры судовых систем.

При доковании судов во время большого ремонта обязательно выполняют следующие работы: очистку и осмотр корпуса; замену изношенных листов, узлов, конструкции и секций; подварку сварных швов или ремонт заклепочных соединений; опрессовку после завершения всех работ по корпусу и окраску подводной части.

При подъеме судна в док необходимо, исходя из требования прочности дока и судна, стремиться к уменьшению массы судна; ликвидировать дифферент и крен судна. Крен доводится до нуля; дифферент неповрежденного судна не должен превышать 0,01 длины судна. Судно устанавливают в доке в соответствии с доковым чертежом!

Перед постановкой судна в док выполняют подготовительные работы: наносят базовые линии, разбивают сетку, проверяют положение кильблоков и клеток и устанавливают доковые вески.

Диаметральную плоскость (ДП), основную линию, следы контрольных батоксов, носового и кормового перпендикуляров и мидель-шпангоута наносят на стапель-палубу дока, пробивая их по специальному чертежу постановки судна в док. Линию палуб и ватерлинии фиксируют в виде рисок на металлических полосах (или планках) и стойках. Разбивка такой сетки необходима для установки опорных устройств — кильблоков и клеток.

Установку кильблоков производят по доковому чертежу. Для проверки положения кильблоков по высоте через каждые 5—6 м устанавливают поперечные, горизонтальные шергени, верхняя кромка которых находится ниже основной линии на толщину обшивки. По верхним кромкам шергеней в диаметральной плоскости натягивают стеклинь для проверки высоты кильблоков.

Клетки устанавливают прежде всего в местах пересечения главных поперечных переборок с продольными переборками или днищевыми стригерами. Верхнюю часть клетки (подушку) обрабатывают и подгоняют по шаблонам (в соответствии с обводами судна) с учетом толщины обшивки судна и ее конструктивных особенностей. Применяют металлические доковые кильблоки и клетки.

Доковые вески устанавливают после нанесения базовых линий, разбивки сетки, установки кильблоков и клеток. Сначала устанавливают стойки для стеклиней, при помощи которых центрируют судно и проверяют его положение во время докования. На стекли-нях укрепляют доковые вески, фиксирующие положение диаметральной плоскости (ДП) судна. После проверки выполнения всех подготовительных работ, правильности установки кильблоков и клеток и их креплений док погружают в воду.

Судно заводят в док и центрируют с помощью доковых шпилей и талей. Для этого вначале судно подтягивают к веску, опущенному со стеклиня; затем натягивают остальные стеклини и по ранее зафиксированному положению спускают вески. Затем, перемещая судно шпилем, добиваются совпадения весков с намеченными на судне тачками. После этого откачивают воду из дока и судно садится на кильблоки и клетки. При помощи кренометра и дифферентометра определяют величину крена и дифферента судна.

В процессе ремонта периодически проверяют положения и деформации кильблоков. Для проверки деформации кильблоков используют реперы (рис. 122) или движки, установленные на деревянной части кильблока 2 в диаметральной плоскости.

При установке секций, блоков и сращивании судна производят проверку по высоте, диаметральной плоскости, крену, дифференту и совмещению кромок стыка по двум его частям. Положение частей судна по высоте проверяют по горизонтальным линиям на переборках или бортах или по замерам отстояний горизонтального киля с помощью шлангового ватерпаса от пробитой контрольной линии на кильблоках.

Проверку по диаметральной плоскости осуществляют с помощью стеклиней и весков или путем пробивки световой линии. Установка днищевых секций сопровождается проверкой их положения по длине, полушироте, высоте, крену и дифференту. Проверку положения секции по длине и полушироте производят замером расстояния от базовых шпангоутов и диаметральной плоскости, нанесенных на доке, до соответствующих контрольных линий, накерненных на секциях.

Проверка положения секций по высоте осуществляется по базовой линии, нанесенной ниже основной плоскости с помощью шлангового ватерпаса или нивелира. Крен и дифферент секции проверяют с помощью шлангового ватерпаса с учетом крена и дифферента судна и дока.

Положение устанавливаемых бортовых и палубных секций проверяют по длине, полушироте и высоте. Большая часть проверочных работ, выполняемых в доке, не отличается от аналогичных проверочных работ, производимых при постройке судна.


Рис. 122. Репер на кильблоке:
1 — жесткое основание кильблока, 2 — деревянная часть кильблока, 3 — точка закрепления реек, 4 — контрольная риска на рейках, 5 — выдвижная рейка