Принципиальный технологический процесс постройки судна

 «Принципиальный технологический процесс постройки судна» выпускают в виде пояснительной записки, содержащей описание принятого метода выполнения основных работ по постройке: изготовлению деталей, сборке и сварке узлов, плоскостных и объемных секций, блок-секций, блоков, подготовке проверочных устройств стапеля, стапельной сборке корпуса и надстроек, изготовлению деревянных конструкций, изготовлению и монтажу трубопроводов и систем, монтажу главных, вспомогательных и палубных механизмов, устройств и электрорадиооборудования, установке различных приборов на судне (навигационных, сигнализации и др.).

Этот процесс содержит также перечень основной рекомендуемой технологической оснастки, необходимой для постройки судна.

Наряду с выпуском рабочих и технологических чертежей, разрабатывают документы (записки, карты и др.), в которых по всем операциям исполнения технологического процесса указывают способы и последовательность выполнения работ, применяемые приспособления и инструмент, трудоемкость, время и место выполнения работ, а также основные требования по приемке.

Принципиальный технологический процесс сборки и сварки корпусных конструкций состоит из следующих основных технологических операций: подготовки места сборки, раскладки деталей согласно чертежу; судовой разметки и маркировки (контуровки, разметки мест установки набора и деталей насыщения); резки и строжки (удаления припусков, разделки кромок шва под сварку); пневматической рубки (разделки корня шва, удаления временных креплений); зачистки кромок шва под сварку; установки деталей по разметке и закреплению их под сварку (как и чем); сварки; правки после сварки; контуровки; проверки и приемки конструкции.

При изготовлении корпусных конструкций в сборочно-сварочном цехе используют следующие виды технологической документации:
типовые технологические процессы сборки и сварки секций, содержащие общий принципиальный технологический процесс сборки (например прямые плоские днищевые секции цилиндрической вставки; то же — бортовые секции). Они определяют порядок и последовательность сборки и сварки, способ крепления деталей, необходимую сборочную оснастку, величину зазоров между стыкуемыми кромками деталей под сварку, допуски на величину смещения кромок стыкуемых деталей, места и размеры зачистки кромок сварных швов, режимы сварки, порядок заполнения разделки сварного соединения, марки сварных материалов (сварочная проволока, электроды, флюс), способы и объем контроля сборки и сварки;
технолого-нормировочные карты сборочно-сварочного цеха, состоящие из двух разделов: технологического и норм времени (в нормо-часах) на выполнение работ. Эта карта содержит номера этапа, комплекта, секции, чертежа, проекта судна, наименование работ, положение шва, толщину материала, вид разделки, разряд работы, норму времени по каждой операции и др.;
комплектовочные ведомости на секцию, содержащие перечень всех входящих в нее деталей, где указано, какие детали идут на узловую или секционную сборку, а какие подают на стапель россыпью (с указанием причин, например, из-за проходящих затем трубопроводов, систем, кабелей или других причин);
ведомости насыщения, в которых приводят перечень всех деталей насыщения, входящих в данную секцию, и их количество;
инструкции по проведению некоторых видов работ (разметочные, проверочные, испытания на непроницаемость и др.).

В монтажно-достроечных цехах применяют технолого-нормировочную карту, аналогичную карте сборочно-сварочного цеха за исключением данных о положении шва, толщине материала, виде разделки, метраже или количестве.

Судосборщик должен выполнять работу в полном соответствии с рабочими чертежами и технологической документацией.