Проверка формы и размеров корпуса судна

Когда весь корпус судна сформирован и сварен, проверяют его главные размерения и обводы. Результаты записывают в специальный журнал.

Проверку главных размерений производят в следующем порядке:
определяют размеры судна по длине с помощью шнурового отвеса, опущенного из точек пересечения конструктивной ватерлинии с диаметральной плоскостью судна (для установления длины между перпендикулярами) и из точек пересечения настила бака и верхней палубы со штевнями (для установления наибольшей длины) на соответствующие риски, нанесенные на теле стапеля и на продольных шергенях, установленных в диаметральной плоскости;
производят проверку ширины судна по горизонтальному шергеню или теоретическим рискам, нанесенным на теле стапеля, опуская отвес из точек пересечения плоскости мидель-шпангоута с конструктивной ватерлинией по борту (при проверке расчетной ширины) и из точек наибольшей ширины судна (при проверке наибольшей ширины) с учетом толщины наружной обшивки;
производят проверку высоты борта в плоскости мидель-шпангоута, для этого замеряют расстояния от риски поперечного шергеня, установленного верхней кромкой в основной плоскости, до линии пересечения плоскости мидель-шпангоута с верхней палубой, проверку выполняют с помощью рулетки или рейки высот;
в таком же порядке замеряют высоту борта в носовой и кормовой оконечностях.

Обводы корпуса судна обычно проверяют у головных судов. Проверку производят в пяти-семи поперечных сечениях, совпадающих с плоскостью поперечных переборок в районе мидель-шпангоута, носовых и кормовых марок углублений и других поперечных сечениях; в намеченном поперечном сечении для проверки выбирают семь-десять точек по возможности вблизи пересечения плоскости шпангоута с продольной связью. Обводы могут быть проверены при помощи шаблонов или шергеней. Наиболее распространена проверка с применением горизонтальных и вертикальных шергеней. При проверке обводов корпуса по горизонтальным шергеням вески, опущенные из точек корпуса, должны совпасть с соответствующими рисками, намеченными на шергене по плазовым данным.

После окончания постройки корпуса на наружную обшивку наносят грузовую ватерлинию, соответствующую полному водоизмещению судна (ГВЛ). В оконечностях и у мидель-шпангоута размечают положение регистровых марок углубления, служащих для определения осадки судна. В соответствии с чертежом размечают также палубную линию и знаки грузовой и тоннажной марок.