Проверочные работы при постройке судна на стапеле

Нанесение базовых линий на стапеле. На поверхность стапеля перед закладкой корпуса судна наносят (проверяют ранее нанесенные) линии (базовые), предназначенные для использования при проверке установки секций на стапель и корпуса в целом.

Для нанесения основной линии диаметральной плоскости (рис. 146) на стапеле между спусковыми дорожками 3 в носовой и кормовой частях устанавливают шергени 1, на которые наносят риски половины расстояния между внутренними стенками рыбин 2 спусковых дорожек 3. Затем над шергенями устанавливают рамы 4 высотой 1 — 1,5 м, на которые при помощи шнурового отвеса переносят риски. По этим рискам натягивают стеклинь 5. Опусканием шнурового отвеса 6 со стеклиня на стапель определяют положение диаметральной плоскости (ДП). Линию диаметральной Плоскости фиксируют кернами на металлических планках, забетонированных в тело стапеля.

В случае закладки судна в стороне от спусковой дорожки для нанесения линии диаметральной плоскости в носовой и кормовой частях стапеля определяют точки оси симметрии стапеля, между которыми пробивают линию диаметральной плоскости.

На стапеле перпендикулярно к линии диаметральной плоскости наносят также положение мидель-шпангоута (рис. 147).


Рис. 146. Схема нанесения линий ДП на стапеле:
1 — шергень, 2 — рыбина спусковой дорожки, 3 — спусковая дорожка, 4 — рама, 5 — стеклинь, 6 — шнуровой отвес

Рис. 147. Построение следа плоскости мидель-шпангоута:
1 — след плоскости мидель-шпангоута, 2 — брусья, 3 — шергень, 4 — шнуровой отвес, 5 — спусковые дорожки

В районе мидель-шпангоута закрепляют шергень 3. При помощи шнурового отвеса 4 переносят риску диаметральной плоскости на установленный заподлицо с поверхностью спусковых дорожек 5, перпендикулярно к диаметральной плоскости брус 2. Эта риска определяет проекцию линии пересечения диаметральной плоскости с плоскостью мидель-шпангоута. Из этой точки при помощи штангенциркуля восстанавливают перпендикуляр к диаметральной плоскости. Этот перпендикуляр является следом плоскости мидель-шпангоута 1, фиксируется на металлических планках, закрепленных на теле стапеля.

В таком же порядке устанавливают положение носового и кормового перпендикуляров и теоретические линии промежуточных шпангоутов.

Для выполнения проверочных работ при сборке корпуса судна на стапеле необходимо иметь пространственную прямую линию, не связанную с корпусом судна, являющуюся базой для проверки.

По этой линии проверяют положение отдельных секций и всего корпуса судна, пробивают линии валопроводов.

Базовую контрольную линию располагают на расстоянии 750— 1000 мм от оси симметрии стапеля (диаметральной плоскости) на высоте 400—1200 мм от основания стапеля.

Пробивку базовой линии осуществляют методом световой линии, основанном на свойстве света распространяться прямолинейно.

Более совершенным методом является пробивка базовой линии с помощью оптических приборов— теодолита и нивелира.

После пробивки базовой линии на металлических планках на поверхности стапеля разбивают (или проверяют) сетку, состоящую из следа диаметральной плоскости и перпендикуляров к ней. Одновременно пробивают след основной плоскости корпуса на соответствующих планках и стойках на стапеле.