Разметка плоскостных секций

Контуровка (построение контура секции) полотнищ без погиби. Плоскостные секции без погиби (поперечные и продольные переборки, выгородки платформы, некоторые секции средней части днища, бортов и палуб) размечают по контурным эскизам с плаза и по шаблонам непосредственно на сборочном плазе. Для разметки полотнищ пользуются контуровочными эскизами. Для плоскостных секций контуровочный эскиз определяет истинные размеры секции.

Разметка группы деталей из листа, собранных и сваренных в одну общую конструкцию, называют контуровкой полотнищ (рис. 62).


Рис. 62. Контуровка полотна поперечной переборки и разметка мест установки набора (по рейкам с плаза):
1 — рейка полушироты, 2 — полотно переборки. 3 — рейка высот, 4 — стык, 5 — линия установки стоек, 6 — грузы, 7 —гибкая рейка, 8 — линия контура переборки, 9 — контуровочный припуск, 10 — паз, 11 — контрольная линия

На контуровочном эскизе, разработанном на плазе, указывают расположение листов 2 этой конструкции, их толщины, пазы 10 и стыки 4, задают размер контура всей конструкции по рейкам 1 и 3 и построение линии контура 8 от контрольных взаимно перпендикулярных линий 11 (ОЛ и ДП). На этом же контуровочном эскизе указывают размеры для разметки вырезов, мест установки продольного и поперечного набора, стоек переборок 5, фундаментов и подкреплений.

На эскизе указывают контрольные и базовые линии, необходимые для сборки и установки секций на стапеле.

Для разметки мест установки подкреплений и других конструкций, расположенных на обратной стороне секции (по отношению к набору),  пользуются дополнительным контуровочным эскизом.

Размеры при разметке плоскостных секций (контуровке полотнищ) откладывают при помощи стальной рулетки; разметку их производят в соответствии с правилами разметки отдельных деталей, изложенными ранее в следующем порядке: предварительно подготовленное и сваренное полотнище секции доставляют на сборочную площадку; разметку начинают с построения на полотнище взаимно перпендикулярных контрольных линий (указанных на эскизе), от которых производят все построения.

За контрольные линии для различных конструкций обычно принимают для секций поперечной переборки — теоретическую линию диаметральной плоскости (ДП) и горизонтальную контрольную линию 11, идущую в середине переборки; для секций продольной переборки и борта — теоретическую линию одного из шпангоутов и горизонтальную контрольную линию; для секций платформы — теоретическую линию одного из шпангоутов и линию диаметральной плоскости.

На днищевых и палубных секциях указывают расстояние контрольной линии от диаметральной плоскости (ДП), а на переборках и бортовых секциях — от основной линии (OЛ). Обычно рекомендуется размечать обе контрольные линии и от диаметральной плоскости, и от основной линии.

При построении контрольных линий проверяют, вписывается ли контур секции в полотнище, имеющее припуски.

Пазы и стыки 4 листов полотнища должны быть расположены в соответствии с размерами, указанными на эскизе. Незначительные отклонения пазов и стыков (за счет подгонки при сборке и усадке листов при сварке) компенсируют припусками 9 на крайних листах полотнища. От контрольных линий (11 и ДП) ведут построение контура полотнища 8 и пробивают или прочерчивают линии контура секции. Затем размечают места установки поперечного 5 и продольного набора двумя линиями, расстояние между которыми равно толщине деталей привариваемого набора.

В случаях сложных или криволинейных обводов секции контуровку выполняют с помощью шаблона. Места установок деталей и конструкции насыщения секции (фундаменты, подкрепления, фланцы и др.), а также вырезы размечают от контрольных линий.

Затем полотнище секции маркируют: выбивают номера заказа, секции и чертежа, номера шпангоутов и расположение секции на судне («Нос», «Корма», «Верх», «Низ» и др.) и маркировку обводят краской.

Обрезку секции по кромкам выполняют после окончания сборочных, сварочных работ и проверки контура секции. Чтобы иметь возможность проверить контур секции и правильность обрезки припусков, на расстоянии 50 мм от линии обреза контура проводят контрольную линию. При необходимости разметки секции с обратной стороны (после кантования) переносят на эту сторону контрольные линии. От этих контрольных линий размечают места установки всех конструкций. Контрольные линии прокернивают и отмечают краской. При разметке контура секции (по контуровочному эскизу) учитывают монтажные припуски, необходимые для подгонки секции при сборке на стапеле.