Разметочные работы при ремонте корпуса судна

Разметочные работы при ремонте корпуса судна производят в процессе удаления заменяемой части корпуса и изготовления деталей и секций, устанавливаемых взамен поврежденных.

Разметка изготавливаемых вновь деталей и секций корпуса в принципе не отличается от методов и порядка выполнения разметочных работ, изложенных выше в настоящей главе.

Имеются отдельные особенности в выполнении разметочных работ, которые изложены в главе IX «Ремонт корпуса судна». При ремонте корпуса судна разметчики участвуют в выполнении разметки на корпусных конструкциях мест вырезов, удаляемых частей поврежденных и заменяемых конструкций, снятии с места шаблонов (для разметки вновь изготовляемых деталей взамен удаляемых).

Разметку мест вырезов производят по чертежу или эскизу, в котором указаны размеры, определяющие положение линий (рис. 68) заменяемых конструкций.

При разметке прямые линии пробивают намеленной ниткой, а лекальные линии и линии, расположенные по гнутым частям конструкции, прочерчивают по гибкой рейке циркулем и прокернивают. Затем прочерчивают контрольные линии, которые используются при зачистке и разделке кромок под сварку.


Рис. 68. Эскиз для разметки вырезки дефектной части днищевой обшивки:
1 — продольная переборка, 2 — заменяемый участок днищевой обшивки, 3 — трещина, 4 — скуловой пояс обшивки по левому борту, 5 — поперечная переборка

Разметку заменяемых деталей производят по эскизу, в котором указаны габаритные размеры детали, размеры заказных листов, марка стали и разделка кромок под сварку. В эскизе указывается по двум кромкам припуск для пригонки детали по месту (размером от 30 до 100 мм).

При сложных обводах заменяемой части, при наличии строительных чертежей производят вычерчивание на плазе ремонтируемой части корпуса. По плазовым деталям составляют соответствующие эскизы для разметки.

При отсутствии строительных чертежей и при частичной замене обшивки, переборок, набора и других деталей корпуса снимают с этих мест шаблоны, переносят на эти шаблоны места расположения соприкасающихся частей корпуса и размечают согласно этим шаблонам листовой и профильный металл, идущий взамен снятого с корпуса судна.

При замене листов наружной обшивки, настила двойного дна, переборок, палуб, платформ и других деталей изготовляют контурные шаблоны из сосновых реек толщиной 8—10 мм и шириной 70—80 мм.

На шаблоне намечают (часто с натуры) места расположения набора и другие ориентиры, надписывают номера шпангоутов, указывают толщину и марку стали, наименование объекта.

В зависимости от характера кривизны места изготовляют дополнительно к контурным шаблонам шаблоны поперечной погиби (при листах с цилиндрической или конической погибью), шаблоны поперечной и продольной погиби (при листах с двоякой погибью) и каркасы (при листах особо сложной формы).

При ремонте набора подготовляют контурные шаблоны для разметки набора из листа (шаблоны флоров, рамных шпангоутов и бимсов, стрингеров, книц) и гибочные шаблоны для разметки и гибки набора из профиля.

Основной работой при изготовлении шаблонов для разметки набора является съемка обводов корпуса. Она производится либо непосредственно с неповрежденного набора, либо со стороны наружной обшивки с помощью копир-шаблона. Если набор в районе, подлежащем ремонту, деформирован, обводы снимают с противоположного борта.

В отдельных случаях измеряют полушироты шпангоутов по месту в нескольких горизонтальных, либо близких к горизонтальным плоскостям. Затем замеряют подъем палубы и расстояние по высоте между связями, на которых замерялись полушироты. Все эти данные дают возможность провести разбивку района на (плазе для установления обводов.

На контурные шаблоны наружной обшивки наносят риски о положении поперечного набора, к которым при гибке листа прикладывают шаблоны. На этих рисках проставляют соответствующие номера шпангоутов.

На гибочные шаблоны  поперечного набора наносят риски о положении пазов наружной обшивки.

При ремонте корпуса клепаной конструкции, после того как шаблон закончен, на него, не снимая с места, переносят со шпангоутов, пазов и стыков все места заклепочных отверстий, после чего можно шаблон снять и направить в разметку.

При разметке заклепочных отверстий на вновь изготовляемых деталях руководствуются следующим: если оставшаяся на судне деталь уже имеет отверстия под заклепки (они высверлены или выжжены), то при разметке новой, смежной с ней детали, необходимо вынести маломерные, прихватные отверстия, которые будут служить только для установки детали при сборке; остальные отверстия высверливают на месте через отверстия в старой детали. При этом диаметр заклепки берут несколько большим, чем был до ремонта. Если же смежная оставшаяся на судне деталь не имеет заклепочных отверстий, то в новой детали намечают все полномерные отверстия и высверливают их при обработке в цехе, а в смежной детали их рассверливают на месте через отверстия во вновь изготовленной детали после ее установки на место.