Синтетические материалы

При использовании стеклопластика для постройки судов на судостроительный завод поступают исходные компоненты: стекловолокнистые материалы, полиэфирные смолы и др. Создание стеклопластика и изготовление судовой конструкции происходит одновременно.

На стекловолокнах стеклонаполнителя (в таком виде, в котором он выходит из станка) содержится маслянистая крахмальная шлихта (замасливатель), которая препятствует сцеплению стекловолокна со смолой и поэтому ухудшает свойства готового стеклопластика. Для получения качественного стеклопластика замасливатель удаляют, после чего волокна обрабатывают специальными гидрофобными составами — аппретами, которые обладают водоотталкивающими свойствами и одновременно улучшают сцепление связующих смол со стеклопластиком. Эти составы разрабатывают применительно к определенным типам смол.

Приготовление связующих производится следующим способом. До отверждения смола является вязко-текучей жидкостью. Отверждение смол, т. е. переход их из вязко-жидкого в твердое состояние называется полимеризацией. Для того чтобы вызвать этот процесс, вводят отверждающие добавки, в состав которых входят две группы веществ: «инициаторы» и ускорители («активаторы»). Совместное введение таких добавок обеспечивает отверждение смолы при комнатной температуре. В цехах для постройки пластмассовых судов всегда поддерживается температура 18—20° С.

При введении одной из добавок отверждение смолы при комнатной температуре начинается лишь по прошествии продолжительного времени.

При формировании на наклонной поверхности полиэфирная смола стекает вниз, не проникая достаточным образом в промежутки между волокнами. Нижняя часть конструкции при этом будет иметь избыток смолы, а верхняя — недостаток. Для предотвращения этого в смолу, предназначенную для работы на вертикальных и наклонных поверхностях, вводят специальную тиксотропную добавку. «Инициатор», «активатор» и другие добавки вводят в смолу на участке приготовления связующего в смесителях с механической мешалкой.

Подготовку стекловолокнистых материалов производят из поступающих на завод в рулонах по 50—100 м стеклоткани, стекло-холста и стекложгута. Раскрой их выполняют острыми ножами таким образом, чтобы обеспечить получение по всему периметру формуемого изделия некоторого припуска, необходимого при снятии готового изделия с формы.

Оснастку для конструкций из стеклопластика изготовляют на формах позитивного типа — пуансонах или в формах негативного типа — матрицах, воспроизводящих поверхность изделия. Пуансоны обеспечивают получение конструкции с гладкой и точной внутренней поверхностью, а матрицы — с гладкой и более точной внешней поверхностью. Формы изготовляют из гипса, дерева, сплавов алюминия, стали или стеклопластика. Формы для корпусов судов могут быть разъемными, что облегчает съем конструкции.

Для предотвращения сцепления отвержденного стеклопластика с рабочей поверхностью формы на нее наносят тонкий слой (пленку) специального состава, называемого разделительным. Для его образования используют воск, ацетилцеллюлозу, поливиниловый спирт. Иногда в качестве разделительного слоя применяют готовые пленки (целлофан, полиэтиленовую пленку) из пластических масс. Недостатком готовых пленок является то, что при укладке на форму они образуют складки, которые отпечатываются на поверхности изделия из стеклопластика.

Подготовка формы состоит в проверке ее размеров, очистке рабочей поверхности от пыли, грязи и остатков разделительного слоя. На готовую поверхность кистью или пульверизатором наносят новый разделительный слой.