Способы обнаружения дефектов конструкций корпуса

Техническое состояние корпуса судна определяют периодическими освидетельствованиями его основных частей. Освидетельствование корпусных конструкций производят визуально, путем испытаний и различных методов контроля. Освидетельствование корпуса судна с целью определения его технического состояния, установления необходимости, объема и метода ремонта основных корпусных конструкций, обеспечивающих требуемую прочность для безопасного плавания, называют дефектацией. По результатам дефектации производят оценку пригодности судна к дальнейшей эксплуатации.

Для освидетельствования корпусных конструкций производят очистку поверхности от старой краски и продуктов коррозии, покрытий и изоляций. В местах, где покрытия пришли в негодность (изоляция декоративной обшивки, покрытие палуб мастикой и др.), производят частичное вскрытие их для осмотра корпусных конструкций. При обнаружении повышенного износа покрытие удаляют полностью.

Освидетельствование путем испытаний проводят для проверки непроницаемости, а иногда и прочности корпусных конструкций.

Обнаружение дефектов корпусных конструкций трещин, вмятин, гофр, бухтин, разрывов, утонений и др. осуществляют применением различных методов измерения и дефектоскопии.

Дефектоскопия — это совокупность ряда физических методов контроля состояния материалов, изделий или конструкций на отсутствие в них дефектов, недопустимых техническими условиями. Для обнаружения дефектов применяют самые разнообразные приспособления и аппараты (мерительный инструмент, лупы, микроскопы, рентгеновские установки и другую аппаратуру). Этот метод контроля состояния металла производят без разрушений или ухудшения качества корпусных конструкций.

Для проверки состояния корпусных конструкций наиболее широко применяют методы контроля, рассматриваемые ниже.

Остаточную толщину элементов конструкций корпуса измеряют специальным индикатором и с помощью толщиномеров: механического, магнитного ультразвукового, ү-толщиномера.

Для определения величины деформации листов обшивки применяют прогибомеры.

Трещины на отдельных участках корпуса выявляют внешним осмотром при помощи лупы, дефектоскопов (ультразвуковых и рентгеновских аппаратов и др.), а также протиранием керосином. При этом  способе проверяемые листы протирают с одной стороны керосином, а с другой — меловым полужидким раствором. Керосин, проникая в трещины, обнаруживается в виде пятен и полос на белом фоне меловой обмазки, воспроизводя направление трещины на поверхности изделия.