Какие бывают суда

— Произвести спуск! Отдать курки!
Торжественно и строго звучат в заводских репродукторах эти волнующие слова последней на берегу команды. Главный строитель корабля возвещает о рождении нового морского исполина.

...Пятого декабря 1957 года, вспенивая студеную Неву, со стапеля Адмиралтейского завода в Ленинграде сошел первый в мире атомный ледокол «Ленин». С тех пор полярный флагман бессменно совершает регулярные рейсы в суровых арктических водах (рис. 1).


Рис. 1. Полярный флагман — атомный ледокол «Ленин».

А в другом краю планеты, у берегов Антарктиды несут рабочую вахту наши мощные китобойные базы «Советская Россия» и «Советская Украина» (рис. 2).


Рис. 2. Великан антарктических широт — китобойная база «Советская Россия».

Эти суда, построенные на заводах Украины, оснащены новейшим техническим оборудованием и бесперебойно работают даже в свирепые штормы антарктических широт.

О размерах каждого судна можно судить хотя бы по его палубам, площадь которых больше футбольного поля на стадионе. Эти палубы предназначены для разделки китовых туш. За один промысловый рейс судно-база перерабатывает десятки тысяч тонн китового жира, тысячи тонн мяса, огромное количество печени, а также костяной муки — отличного корма для домашнего скота и птиц.

Современные корабли — это сложные инженерные плавучие сооружения. В их создании участвуют люди многих профессий, десятки и даже сотни рабочих коллективов научно-исследовательских и проектных институтов, конструкторских бюро и лабораторий, заводов и фабрик.

Каких только судов не построил человек! Пассажирские лайнеры, танкеры, угольщики, рудовозы, зерновозы, ледоколы, лесовозы, буксиры, рефрижераторы, самоходные и несамоходные баржи.

По району плавания суда бывают океанские (неограниченного плавания), морские, прибрежного плавания, рейдовые, портовые, озерные, речные. Для крупных внутренних водных путей строят суда смешанного плавания, которые могут безопасно плавать и по спокойным рекам, и по бурным морям-водохранилищам.

Каждое судно проектируется и строится для вполне определенного назначения и рассчитано на определенные условия плавания.

Транспортные суда служат для перевозки пассажиров или грузов. Есть суда сухогрузные — для перевозки так называемых генеральных грузов в таре, упаковке; для транспортировки сыпучих грузов строят зерновозы, рудовозы, углевозы; на рефрижераторных судах с мощными холодильными установками перевозят рыбу, фрукты, мясо и другие скоропортящиеся продукты; на лесовозах доски, бревна, лесоматериалы.

Жидкие грузы — нефть, нефтепродукты — наливают прямо в трюмы или в особые, устроенные в корпусе судна, резервуары — танки. Такие суда называются наливными, или танкерами.

Несколько лет назад на Балтийском заводе имени С. Орджоникидзе в Ленинграде была закончена постройка серии больших океанских танкеров — «Варшава», «Будапешт», «Бухарест», «Улан-Батор» — грузоподъемностью 27 000 тонн каждый. В конце 1962 года было спущено на воду первое судно из новой серии еще более мощных танкеров водоизмещением свыше 60 000 тонн — «София» (рис. 3).


Рис. 3. Советский океанский танкер «София».

Среди промысловых судов имеются рыболовные, китобойные, краболовные и зверобойные — для промысла тюленей, моржей, котиков; имеются также суда более узкого назначения, например рыболовные траулеры, сейнеры, тунцеловные клипперы и т. д. Кроме того, промысловые флотилии обслуживаются базами-флагманами и плавучими заводами, морозильными транспортами, морскими разведчиками, буксировщиками и т. п.

Страницы: 1 2 3 4