Сборщик металлических корпусов судов

В учебнике рассмотрено изготовление корпусных конструкций (узлов, секций, блоков секций) и формирование корпуса на построечном месте. Приведены сведения об оборудовании, оснастке и инструменте, используемых при выполнении сборочных, сварочных, газорезательных, пневматических, слесарно-корпусных и других работ.

Показаны основные направления совершенствования технологии — и организации производства в корпусных цехах судостроительных заводов.

В отличие от предыдущей публикации учебника, вышедшей в 1970 г., более широко рассмотрены вопросы комплексной механизации корпусообрабатывающего, сборочно-сварочного и корпусостроительного производства. Освещены принципы научной организации труда судовых сборщиков.

За последние годы в нашей стране были построены такие уникальные суда, как атомные ледоколы «Арктика» и «Сибирь», супертанкеры типа «Крым» водоизмещением 150 тыс. т, мощные контейнеровозы, суда для перевозки навалочных грузов и нефти типа «Борис Бутома», плавучие рыбопромысловые базы типа «Алексей Чуев» и др. В связи с освоением богатств Мирового океана и, в частности, разведкой и добычей нефти и газа начато строительство плавучих буровых установок, плавучих кранов большой грузоподъемности, судов снабжения и т. д.

Широко известны во всем мире созданные в нашей стране научно-исследовательские суда «Юрий Гагарин», «Владимир Комаров» и др., участвующие в мирном освоении космического пространства.

Высокое качество и эффективность, постройки сложных современных судов могут быть достигнуты лишь на основе применения совершенной технологии, передовых форм организации труда, механизации и комплексной механизации производства. Особенно большие изменения происходят в технике и технологии постройки корпусов судов, где все еще используется в значительных объемах ручной труд.

Совершенствование технологии и организации изготовления корпусных конструкций и постройки корпусов характеризуется рядом новых направлений, и прежде всего развитием прогрессивных методов постройки, применением математических методов и ЭВМ при подготовке производства и управлении технологическими процессами, механизацией и комплексной механизацией на всех стадиях судокорпусного производства, внедрением ряда принципиально новых технологических процессов и др.

Это требует от судового сборщика знания как своей основной специальности, так и смежных профессий: разметчика, проверщика, газорезчика, электросварщика, пневматика и др. Необходимость овладения таким широким кругом вопросов по данным специальностям предусматривается и Тарифно-квалификационным справочником для рабочих судостроительных профессий.

Все эти вопросы нашли достаточно полное отражение в настоящем учебнике, который написан в соответствии с программой подготовки сборщиков корпусов металлических судов, утвержденной Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию.