Краны

Для выполнения подъемно-транспортных операций построечные места оснащают козловыми, башенными и портальными кранами.

Козловой кран представляет собой мост на опорах-козлах, передвигающихся по рельсам. По мосту перемещаются грузовые тележки с крюком. В основном козловыми кранами оборудуют сухие строительные и открытые наливные доки. Их грузоподъемность 50— 900 т. Мостовые краны грузоподъемностью 50—200 т применяют чаще всего в эллингах и реже на открытых построечных местах.

Башенные краны, грузоподъемность которых 20—250 т, имеют неповоротную вертикальную башню и консольную поворотную стрелу, по которой перемещается грузовая тележка. Башенные краны применяют на открытых горизонтальных построечных местах и продольных стапелях.

Портальные краны имеют прямые или шарнирно-сочлененные (рис. 7.6) стрелы. Грузоподъемность таких кранов на построечных местах 20— 100 т. Их применяют на открытых горизонтальных построечных местах, продольных стапелях и в сухих доках.


Рис. 7.6. Схема портального крана:
1 — портал, 2 — верхнее строение, 3 — шарнирное сочленение, 4 — крюк, 5 — конструкция