Леса

Чтобы обеспечить выполнение работ на высоте, построечные места оснащают наружными и внутренними лесами. Леса — это настилы (преимущественно деревянные), устанавливаемые в несколько ярусов по периметру строящегося судна. На построечных местах применяют наружные, а в отсеках судна — внутренние леса. Конструкции лесов весьма разнообразны (рис. 7.7).


Рис. 7.7. Наружные леса:
а — башенные, б — трубчатые; 1 — башня, 2— переходные мостики, 3 — ярусный трап, 4 — входной трап, 5 — стойки трубчатых лесов, 6 — этажерки

Наружные сплошные леса составляют из металлических стоек (чаще всего трубчатых), щитовых, деревянных настилов, лееров, переносных башен с трапами и поярусными площадками и переходных мостиков между ними. Для крупных судов в состав лесов входят грузовые и пассажирские электрические лифты и эскалаторы. Применяют также сплошные облегченные стоечные трубчатые леса быстроразборной конструкции. Во многих случаях вместо сплошных наружных лесов используют подвесные люльки или передвижные леса-башни, устанавливаемые только в районе выполнения работ. При постройке крупных и средних судов башни и мостики иногда устанавливают только в районе цилиндрической вставки, а в оконечностях возводят разборные сплошные леса. Для выполнения работ в отдельных районах корпуса при отсутствии сплошных лесов на корпус навешивают переносные этажерки.

Конструкция внутренних лесов определяется высотой отсеков и габаритными размерами. Внутренние леса выполняют в виде деревянных щитов на металлических козлах или кронштейнах. Применяют также трубчатые леса с настилом или передвижные площадки, поднимаемые лебедкой.