Маркировка

Все размеченные детали независимо от способа их изготовления маркируют. Маркировку выполняют вручную кернами, красками, несмываемыми чернилами и механизированно на маркировочных машинах. По назначению маркировку разделяют на основную, дополнительную и вспомогательную. Основная маркировка, или, как ее называют, марка, содержит заводской номер судна, марку стали, номер чертежа, секции, блока и детали. Накерненную марку обводят краской в виде прямоугольника. Дополнительная и вспомогательная маркировка включает надписи («нос», «корма», «верх», «низ», «правый борт», «левый борт», «диаметральная плоскость», номера шпангоутов и др.), технические указания о форме разделки кромок, выполнении гибки, припусках, последовательности выполнения операций обработки и общие указания (например, «гнуть на себя», «вырез сделать при сборке» и т. п.). Основную марку наносят обычно в правом нижнем углу детали, дополнительную и вспомогательную — между кромками деталей и контрольными линиями. Нанесение линий при разметке, их кернение и обозначение на металле выполняют по правилам, принятым в судостроении.

Механизированные разметку и маркировку листовых деталей выполняют на газолазерной машине с программным управлением. Физическая сущность этих процессов состоит в том, что при совместном действии сфокусированного лазерного луча и кислородной струи по линии разметки или в точке кернения происходит расплавление металла и удаление его из зоны обработки. Такой способ по сравнению с ручным более производителен (в 4— 5 раз) и обеспечивает повышенную точность работ.