Общие правила выполнения такелажных работ

Выполнение такелажных работ в корпусообрабатывающих и сборочно-сварочных цехах должно быть соответствующим образом подготовлено. Подготовка заключается в следующем.

Для подъема и кантовки секций или крупных узлов к ним приваривают обухи по специальным чертежам или схеме подъема и кантовки, которые разрабатывает конструкторское бюро (КБ) завода.

Перед подъемом секции определяют ее массу (обычно ее значение наносят краской в районе марки секции) и на крюк крана надевают стропы соответствующей грузоподъемности и длины. Стропы к обухам крепят такелажными скобами необходимой грузоподъемности. Если масса секции превышает грузоподъемность одного крана, то ее поднимают двумя кранами с помощью траверсы. При этом необходимо, чтобы скорость подъема крюков у обоих кранов была одинаковой, а масса поднимаемой секции распределялась пропорционально грузоподъемности кранов.

Секции кантуют по специальным схемам в присутствии лица, ответственного за эксплуатацию кранов (обычно механика цеха). Чтобы предохранить секции от деформации и обеспечить их устойчивое положение при транспортировке, применяют деревянные брусья и прокладки.

Строповку секций для подачи на сборку блоков секций производят по схемам, разработанным КБ завода. Строповка груза (корпусной конструкции, партии судостроительных материалов, деталей корпуса, заготовок и т. п.) заключается в следующем. Подбирают строп по соответствующим техническим характеристикам — типу, размеру, конструкции и грузоподъемности. Подводят его под груз или соединяют с ним. Под ветви стропа в местах острых кромок груза устанавливают подкладки и обтягивают строп вручную, выравнивания его ветви.

Последней операцией до подъема груза является его зацепка — соединение стропа с крюком или скобой крана. Для сокращения продолжительности этой операции на скобу крана подвешивают постоянные подвески и уже к ним с помощью такелажных скоб подвешивают стропы. Затем приступают к обтягиванию стропа подъемным механизмом, работающим на малой скорости, для контроля правильности и надежности стропки. После этого груз поднимают и устанавливают на место, отдают строп и освобождают его от груза. При выполнении такелажных работ такелажник (стропальщик) подает крановщику условные сигналы:
1.     Прерывистое движение вверх рукой перед грудью ладонью вверх; рука согнута в локте — поднять груз или крюк.

2.     Прерывистое движение вниз рукой перед грудью ладонью вниз; рука согнута в локте — опустить груз или крюк.

3.     Движение вытянутой рукой ладонью по направлению требуемого движения крана (моста) — передвинуть кран (мост).

4.     Движение рукой, согнутой в локте, ладонью по направлению требуемого движения тележки — передвинуть тележку.

5.     Движение рукой, согнутой в локте, ладонью по направлению требуемого  движения — повернуть стрелу.

6.     Подъем вытянутой руки, предварительно опущенной до вертикального положения, ладонь раскрыта — поднять стрелу.

7.     Опускание вытянутой руки, предварительно поднятой до вертикального положения, ладонь раскрыта — опустить стрелу.

8.     Резкое движение рукой вправо и влево на уровне пояса, ладонь обращена вниз — «стоп» (прекратить подъем или движение).

9.     Кисти рук обращены ладонями одна к другой на небольшом расстоянии, руки при этом подняты вверх — осторожно (применяют перед подачей какого-либо из перечисленных выше сигналов, если необходимо незначительное перемещение).

Подача сигналов должна производиться с хорошо освещенного места. Во всех других случаях (плохое освещение, снегопад, дождь, туман и т. п.) такелажные работы должны быть прекращены.