Очистка

В современном судостроении очистку судостроительной стали ведут чаще всего дробеметным и в отдельных случаях химическим способами.

Дробеметный способ предусматривает очистку поверхности стали чугунной дробью. Процесс очистки происходит в закрытых установках, называемых дробеметными камерами. Струя дроби под действием центробежной силы, создаваемой специальными устройствами, выбрасывается на поверхность передвигаемого листа или полосы профиля. Ударяясь о металл, дробь разрушает загрязнения, ржавчину и окалину. Дробеметный способ является наиболее производительным и распространенным в судостроении.

Лист очищается одновременно с двух сторон (рис. 3.2).


Рис. 3.2. Схема дробеметной камеры для очистки листов:
1 — поступление очищенной дроби, 2 — расходный бункер, 3 — дробеметный аппарат, 4 — очищаемый лист, 5 — приводной ролик, 6 — удаление отработанной дроби

Химический способ предусматривает распад окалины и ржавчины под действием соляной или серной кислоты. Процесс химической очистки осуществляется в специальных открытых резервуарах (ваннах), куда опускают листы или профильный прокат. Продолжительность выдержки металла в ваннах от 1 до 3 ч. Продукты распада окалины и ржавчины, а также остатки кислоты с нейтрализующими растворами и водой удаляются в специальные очистные сооружения, где нейтрализуется их вредное влияние на окружающую среду. Химический способ менее производителен, чем дробеметный. Кроме того, он ухудшает санитарно-гигиенические условия труда рабочих. В настоящее время химический способ применяют в судостроении весьма ограниченно, лишь для очистки тонколистовой стали (толщиной до 4 мм), профильного проката или готовых деталей.

Пассивирование — метод защиты очищенных листов и профилей от воздействия коррозии нанесением на их поверхность специальных покрытий. В качестве пассивирующих покрытий применяют 10%-ный водный раствор препарата «Мажеф» или 15—20%-ный раствор ортофосфорной кислоты. Полученную защитную пленку закрепляют 20%-ным раствором натуральной олифы в уайт-спирите или грунтом.