Опорные устройства

Если судно строится на одной позиции (рис. 7.3), опорные устройства состоят из кильблоков, клеток, подставов и упоров. На наклонном продольном стапеле, кроме того, применяют строительные стрелы, препятствующие смещению судна.


Рис. 7.3. Схема расположения элементов опорного устройства: 1 — кильблоки, 2 — клетки, 3 — строительные стрелы, 4 — подставы, 5 — спусковые дорожки (на наклонном стапеле)

Кильблоки должны воспринимать массу всего судна. Кильблок, показанный на рис. 7.4, а, состоит из стальных сварных тумб, поверх которых находится сосновая прокладка, деревянные клинья и сосновая подушка. Применяют также кильблоки с быстроразборным элементом (рис. 7.4, б), он состоит из двух стальных клиновых призм, соединенных между собой тягой из стальных угольников. Тяга стопорится самотормозящимся стальным клином. Для отдачи кильблока клин выбивают. На наклонном продольном стапеле используют также кильблоки с гидравлическим домкратом. В цилиндр домкрата подается масло под высоким давлением с помощью гибкого шланга, подключенного к общей системе стапельного гидропривода. Эта система, состоящая из насосной станции и трубопроводов, позволяет осуществлять дистанционный контроль давления на каждом кильблоке, его просадку и управлять высотой кильблока, не прибегая к ручной подклинке. Кильблоки с гидравлическими домкратами позволяют легко пересадить судно на спусковое устройство стравливанием масла из цилиндров.


Рис. 7.4. Типы кильблоков:
а — из металлических тумб, б — быстроразборный; 1 — сосновая прокладка, 2 — сосновая подушка, 3 — деревянные клинья, 4 — металлические сварные трубы, 5 — клиновая призма, в — тяга, 7 — стальной клин, 8— стопорная планка

Деревянные кильблоки представляют собой просто набор коротких сосновых брусьев с клиньями. Высоту кильблока в ходе постройки регулируют ручной подклинкой. Кильблоки располагают в диаметральной плоскости судна под флорами и поперечными переборками.

Клетки обеспечивают устойчивость судна на построечном месте и разносят сосредоточенные нагрузки от массы грузов, например главных механизмов или воды (при испытаниях отсеков), но отличаются от кильблоков большими размерами в плане. Клетки располагают, как правило, под поперечными переборками.

Подставы и упоры также разносят массу судна на большую площадь основания построечного места. Кроме того, их используют для выравнивания днищевых секций в процессе их установки. Стальные подставы представляют собой трубчатый винтовой домкрат или имеют телескопическую конструкцию. Упоры — это просто сосновые брусья, поставленные стоймя.

Опорно-транспортные устройства служат как для постройки, так и для перемещения  судов с одной позиции на другую. Опорно-транспортный комплект (рис. 7.5) состоит из стальных балок, опирающихся при передвижке судна на центрирующие (транспортные) опоры и судовозные тележки. Судовозные тележки снабжены гидравлическими домкратами, служащими для пересадки судна со стульев на тележки и с тележек на стулья. Домкраты имеют индивидуальное питание от собственного ручного масляного насоса или групповое централизованное питание от насосной станции. В отечественном судостроении используют тележки грузоподъемностью от 60 до 320 т.


Рис. 7.5. Опорно-транспортное устройство:
а — на стадии постройки судна, б — на стадии передвижки судна; 1 — боковой стул, 2— килевой стул, 3— стальная балка, 4 — сосновая подушка, 5 — стальные клинья, б — судовозная тележка, 7 — центрирующая опора

Для перемещения целого судна отдельные тележки соединяют жесткими связями в судовозный поезд. Несамоходные поезда тянутся лебедками с помощью тросов. Самоходные перемещаются несколькими входящими в состав поезда самоходными тележками с электродвигателями. Транспортные устройства с тележками применяют для продольного перемещения судов со пусковым весом до 200 МН (20 тыс. тс). В перспективе предлагается применять их для передвижки судов со спусковым весом до 300 МН (30 тыс. тс).