Плазовое обеспечение сборки корпуса судна

На основе плазовой разбивки составляют необходимые для изготовления деталей, сборки и проверки корпусных конструкций и корпуса эскизы, таблицы, проверочные шаблоны, малки и т. п. К плазовым данным, необходимым для предварительной сборки корпуса, относят шаблоны, каркасы, макеты, разметочные эскизы, малки и др.

Шаблоны применяют для разметки и вырезки деталей по контуру и проверки их формы после гибки. Шаблоны используют также для проверки при сборке конструкций корпуса (рис. 2.15). Все шаблоны по своему назначению делят на три группы: разметочные шаблоны (для разметки деталей на металле) и копир-шаблоны; гибочные шаблоны для проверки формы деталей после их гибки; проверочные шаблоны для проверки обводов корпуса при сборке отдельных конструкций корпуса, секций, блоков.


Рис. 2.15. Шаблоны:
а — для гибки шпангоутов, б — из фанерных планок для контуровки листа наружной обшивки после гибки, в — фанерный (или дюралюминиевый) для разметки книц, г — из досок для проверки поперечной погиби листа наружной обшивки

Каркасы применяют при гибке и разметке контура листов особо сложной кривизны, таких, как листы наружной обшивки в районе кормового подзора, выкружки гребного вала и т. п. (рис. 2.16). Каркас представляет собой деревянную пространственную конструкцию, составленную из ряда поперечных шаблонов, расставленных по теоретическим шпангоутам и скрепленных друг с другом продольными рейками. Рабочая поверхность каркаса должна воспроизводить внутреннюю поверхность изгибаемого листа.


Рис. 2.16. Каркас:
1 — поперечный шаблон, 2 —  расшивины, 3 — раскосные палки

Макеты сооружают в натуральную величину или в масштабе (1:5 или 1:10) для отдельных частей корпуса с целью проверки работоспособности и взаимного расположения оборудования. Например, на деревянном макете носовой оконечности проверяют работоспособность якорного устройства.

Разметочный эскиз (рис. 2.17) составляют для плоскостных секций. В нем указывают расположение деталей (листов) этой секции и их толщины, размеры контура всей секции и его построение от контрольных взаимно перпендикулярных линий. На этом же эскизе представляют размеры для разметки вырезов, мест приварки продольного и поперечного набора. Разметочный эскиз для разметки мест приварки фундаментов и подкреплений, расположенных на обратной стороне секции (по отношению к набору), составляют дополнительно. В нем указывают контрольные (базовые) линии, необходимые для установки секций на стапеле. Разметочный эскиз одновременно используют и для раскладки деталей при сборке полотнища секции. Пользуясь разметочным эскизом, проверяют перед сваркой контур всей секции.


Рис. 2.17. Разметочный эскиз

На плазме составляют также малки. Малкой в судостроении принято называть угол, отличающийся от прямого. Малка может быть сводной (острый угол) и разводной (тупой угол). Все шпангоуты, не входящие в среднюю (миделевую) часть, располагаются под малку по отношению к наружной обшивке корпуса судна. Она различна не только на каждом шпангоуте, но неодинакова и по его протяженности. Размер малки пропорционально зависит от значения прогресса на плазовом корпусе. Графическое определение малки показано на рис. 2.18.


Рис. 2.18. Снятие малок: а — графическое изображение малки, б — определение малки по прогрессу на проекции «корпус» плаза, в — подсчет малки; 1 — прогресс на проекции «корпус» плаза, 2 — линия борта продольной проекции, 3 — разводная малка, 4 — сводная малка

На основе плазовой масштабной разбивки разрабатывают также эскизы для сборки отдельных крупных конструкций, таких, как фор- и ахтерштевни.