Постели для сборки и сварки корпусных конструкций

Постелью называют сборочную оснастку с лекальной опорной поверхностью, соответствующей обводам собираемой конструкции и служащей для обеспечения и сохранения необходимой кривизны конструкции в процессе сборки и сварки. Постели могут быть стационарными, т. е. с основанием, забетонированным в пол цеха, или съемными, т. е. не связанными с полом цеха. В зависимости от производственного использования постели делят на специализированные и универсальные. Специализированные постели могут быть индивидуальными, предназначенными для сборки одной определенной секции, и со сменными лекалами, предназначенными для сборки ряда аналогичных секций.

При поточной постройке большой серии однотипных судов целесообразно применять индивидуальные постели. В этом случае значительно сокращаются сроки и трудоемкость сборки в сварки секций из-за применения штатных прижимов и фиксирующих приспособлений. В зависимости от конструктивного оформления индивидуальные постели делят на: стоечные (коксовые), в которых лекальная поверхность образуется стойками (обычно из профильного проката) различной высоты (рис. 5.15); с постоянными лекалами, изготовленными из листового проката. Недостаток стоечной постели — ее малая жесткость и меньшая, по сравнению с лекальной постелью, точность сборки на ней корпусных конструкций.


Рис. 5.15. Стоечная постель

На рис. 5.16 показана индивидуальная постель с постоянными лекалами. Постель состоит из набора параллельных металлических лекальных поперечных сечений, изготовленных из стальных листов по плазовым данным и воспроизводящих обводы секции. Лекала установлены по теоретическим линиям шпангоутов и скреплены между собой металлическими связями из профильного проката. На всех лекальных постелях должны быть нанесены риски, соответствующие положению диаметральной плоскости, пазов наружной обшивки, линии, параллельной основной. На крайних лекалах кроме перечисленных линий рисками намечают положение продольных ребер жесткости и стрингеров. На раме постели пробивают и накернивают горизонтальный след ДП и перпендикулярные линии расположения лекал. Эти линии служат для установки и контроля при сборке постели.


Рис. 5.16. Индивидуальная постель для сборки днищевой секции:
1 — рама, 2 — лекала

Для облегчения подгонки лекальных секций по шаблонам кромки лекала имеют вырезы в виде зубьев, размер которых зависит от толщины собираемых полотен. При толщине до 10 мм ширина зуба равна 100—150 мм, а расстояние между зубьями 200—250 мм (рис. 5.17).


Рис. 5.17. Опорная кромка лекала

При увеличении толщины собираемых полотен расстояние между зубьями также увеличивается. Для увеличения долговечности лекал (что необходимо при крупносерийном производстве) их делают сплошными, а к ним прикрепляют съемные планки величиной около 100 мм, которые выступают над уровнем верхней кромки лекал на 50—70 мм. Планки причерчивают по шаблонам с плаза и по мере их износа срубают и заменяют новыми. Полотнища прихватывают не к лекалам, а к планкам. Это увеличивает срок службы лекал в несколько раз.

При малосерийном производстве и недостаточных площадях применяют постели со съемными лекалами. На рис. 5.18 изображена такая постель, предназначенная для сборки бортовых секций. Постель состоит из жесткой рамы и съемных лекал. Основание постели составляют поперечные балки, устанавливаемые через одну или две шпации, связанные в продольном направлении ребрами жесткости из углового профиля, проходящими у основания и в верхней части рамы. Лекала присоединяют к основанию болтами через соединительные стойки.


Рис. 5.18. Сборочная постель со съемными лекалами:
1 — основание, 2 — соединительная планка, 3 — объемные лекала, 4 — продольные связи

Конструкция универсальной постели в большинстве случаев представляет собой стенд с направляющими из швеллерных балок.

В них установлены передвигаемые вдоль направляющих коксы. Их настраивают по таблицам по двум ординатам — по горизонтали и вертикали. Таблица составляют на плазе. Коксы располагают на стенде по кривой, являющейся проекцией пересечения набора с обшивкой.

На одном из заводов отрасли внедрена новая, более экономичная конструкция универсальной постели (рис. 5.19). Отличительная особенность ее заключается в том, что тумбы с коксами, расположенные стационарно, утоплены в пол. Это позволяет установить тумбы с незначительным возвышением над полом (около 800 мм), при этом минимальная высота кокса 980 мм, а максимальная — 1850 мм над уровнем пола. При необходимости для отдельных сложных секций коксы могут наращиваться до высоты, равной 2500 мм.


Рис. 5.19. Универсальная постель со стационарными уплотненными в пол коксами: 1 — тумбы, 2 — секция, 3 — выдвижные коксы, 4 — переносные площадки, 5 — пол

Для обеспечения жесткости больших по высоте коксов их головки связывают между собой ребрами жесткости, что создает монолитность конструкции. Для настройки высоких коксов, а также для работ под сложными с высокими коксами секциями (приварка обшивки к постели) на тумбы устанавливают переносные площадки 4. Работы проводят непосредственно с пола.

На рис. 5.20 показано устройство кокса со стойкой из трубы. Стойка 6 снабжена двумя рядами зубьев 7 и в верхней части имеет головку 5 на винте 4 для тонкой настройки. Стойка подвижно вмонтирована в тумбу 9, имеющую трубчатую либо коробчатую конфигурацию, снабженную стаканом 8, ограниченным верхней 1 и нижней 3 шайбами, причем нижняя шайба 3 имеет два винтовых выступа 2. Обе шайбы имеют цилиндрическое отверстие 10 и пазы 11 для вертикального перемещения стойки 6 кокса. Подняв или опустив стойку 6 кокса на заданную высоту, ее поворачивают. При этом, опираясь зубьями 7 на плоскую верхнюю шайбу 1, она зажимается винтовыми лентами 2 нижней шайбы 3 и жестко фиксируется в вертикальном положении. При сборке постели верхние шайбы 1 на всех тумбах устанавливают строго горизонтально.


Рис. 5.20. Кокс со стойкой из трубы