Поточные механизированные линии изготовления секций корпуса
На ряде ведущих заводов отрасли успешно работают импортные механизированные поточные линии изготовления крупногабаритных плоских секций с набором одного направления (панелей). Такая линия позволяет изготовлять полотнища из листов толщиной 8—40 мм, шириной 1,6—1,5 м и длиной до 16 м. Проектная производительность линии около 100 тыс. т металлоконструкций в год.
Линия состоит из семи позиций, на которых выполняют следующие работы. На первой позиции производят укладку, сборку и прихватку листов полотнища. Стыкование полотнища размерами 14x15 м выполняется за 2 ч. На второй позиции выполняется сварка стыковых соединений полотнища портальным двухдуговым автоматом, применение которого при скорости сварки 68—78 м/ч дает возможность сварить полотнище, имеющее суммарную длину стыковых соединений 56 м, за 2 ч. На третьей позиции осуществляют кантовку полотнища мостовым краном грузоподъемностью 50 т с помощью специальной траверсы с самозажимными захватами. Для выполнения кантовки полотнища требуется, как правило, 8—12 мин. На четвертой позиции производят подварку пазовых швов переносными двухдуговыми автоматами типа А6-ДУ со средней скоростью 72 м/ч. На пятой позиции выполняют контуровку полотнищ газорезательной машиной типа «Телерекс» с одновременным скосом кромок. Для фиксации положения полотнищ относительно газорезательной машины применяют специальное приспособление, ускоряющее правильную установку полотнищ в линии по базовой кромке. На этой же позиции производят разворот полотнищ на 90° с помощью круговых роликоопор. На шестой позиции осуществляют установку и приварку к полотнищу набора главного направления. Перед установкой кромки набора подвергают дробеструйной очистке. Набор приваривают портальной установкой, оборудованной двумя тележками, каждая из которых оснащена тремя парными сварочными головками, что дает возможность производить сварку балок к полотнищу с двух сторон одновременно 12 сварочными головками. На седьмой позиции выполняют укрупнение панелей. Панели длиной 14 м укрупняют до длины секции размером около 27 м. При этом выполняют следующие работы: стягивают панели, причерчивают и обрезают припуск, состыковывают полотно и ребра жесткости, заваривают стыковой шов между панелями. Стягивание и предварительную центровку панелей осуществляют механизмы линии, а все последующие сборочные операции выполняют с применением обычного ручного инструмента. Сварку производят в среде углекислого газа, а стыки набора сваривают на подкладках типа БФК-1.
Линия изготовления выгородок и стенок надстроек работает в поточном режиме и предназначена для изготовления выгородок и стенок судовых надстроек из углеродистых и низколегированных сталей. Длина изготовляемых полотнищ на линии до 9000 мм, ширина до 3500 мм, толщина металла 3—12 мм. При сборке полотнищ на линии раскладку листов производят листоукладчиком, представляющим собой козловой кран, оборудованный электромагнитным грузозахватным приспособлением. Полотнища собирают на прихватках под одностороннюю автоматическую сварку на специальном стенке с флюсо-медной подкладкой. Собранное полотнище укладывает на самоходную транспортную платформу и подает на стенд для односторонней сварки козловой кран с удлиненной магнитной траверсой.
Механизированная поточно-позиционная линия предназначена для изготовления бортовых секций. Линия состоит из 11 позиций. Каждая из них представляет собой специализированное рабочее место для выполнения строго определенных технологических операций: настройки постели, сборки наружной обшивки; сварки наружной обшивки и разметка; установки продольного и поперечного наборов; установки подсекции палубы; сварки секции; установки и сварки насыщения, установки продольной переборки; кантовки секции, сварочных работ после кантовки; доделочных работ, контроля формы секции; сдачи секции и ее вывоза.
Полотнища наружной обшивки соединяют односторонней автоматической и полуавтоматической сваркой с двусторонним формированием шва на керамических подкладках. На линии изготовляют различные по конструкции и трудоемкости плоскостные бортовые секции и объемные бортовые с продольной переборкой.
Выравнивание загрузки позиций и устранения простоев обеспечивается разделением линии на поток и стационарные рабочие места. Для выполнения наиболее трудоемких операций установки и приварки набора ка линии предусмотрено по две позиции, что дополнительно повышает равномерность загрузки позиций из-за перераспределения объема работ и рабочей силы в зависимости от типа секции.
Основная часть линии (поток) состоит из семи постелей, передвигающихся по рельсовому пути. Над постелями по эстакадам перемещаются листоукладчик, два агрегата установки набора и два портала со сварочным оборудованием. Под первой и седьмой постелями расположены передвижные площадки, предназначенные для обеспечения нормального доступа снизу к наружной обшивке секции.
Комплексно-механизированная поточная линия изготовления днищевых объемных секций обеспечивает заданные обводы судна устройством винтовых стоек и размещением подвижных скуловых подлекальников на балках стенда в расчетный переменный размер от ДП. Линия состоит из шести позиций. Первая включает в себя три последовательно стоящих сборочно-сварочных стенда, оборудованных двумя агрегатами для транспортировки, установки и обжатия высокого набора. На второй позиции, оборудованной стендом балочного типа, выполняют зачистку, контроль сварки наружной обшивки и набора, заводку и монтаж труб в секции. Перемещение секции с этой позиции на последующую производят мостовым краном. На третьей позиции выполняют укладку и механизированное обжатие специальным агрегатом подсекций второго дна. Четвертая позиция оборудована для удобства сварки кантователем днищевых секций. На пятой позиции выполняют сварку наружной обшивки, приварку скуловых листов к наружной обшивке и сварку набора в междудонном отсеке. После кантовки секцию подают мостовым краном на шестую позицию для выполнения доделочных работ и транспортировки секции на склад для хранения или на построечное место.