Изготовление деталей корпуса судна

Предварительная обработка листов и профилей

Классификация деталей корпуса. Детали корпуса судна отличаются большим многообразием форм и размеров. Их количество в составе корпуса исчисляется десятками тысяч. Детали корпуса изготовляют группами, объединяя их по общности материала, размеров, форм, технологической последовательности обработки и применяемого оборудования. Это открывает возможности широкого применения высокопроизводительных машин и оборудования при минимальных затратах ручного труда. Детали корпуса в процессе своего изготовления проходят предварительные и основные операции обработки. Предварительные операции предназначены для исправления геометрической формы и обеспечения требуемой чистоты поверхности листов и профилей. К таким операциям относят первичную правку листов и профилей, очистку их поверхности от металлургической окалины и ржавчины, нанесение антикоррозийных покрытий. Основными операциями называют разметку и маркировку деталей, резку механическую и тепловую, вторичную правку и гибку. Для незначительной части деталей корпуса применяют также разделку кромок, сверление и зенковку отверстий. Обработанные детали комплектуют.

С учетом конфигурации и технологии обработки все детали корпуса разделяют на пять классов: I — листовые крупногабаритные детали прямолинейных конфигураций; II — то же, с криволинейными очертаниями; III — мелкие листовые детали (наибольший размер не более 500 мм) с прямыми конфигурациями; IV — то же, с криволинейными очертаниями; V — детали из профильного проката. Каждый из классов деталей содержит восемь групп, которые характеризуются формой (плоские или гнутые), наличием вырезов (внутри или по контуру), разделкой кромок под сварку. Таким образом детали корпуса объединены в 40 групп. Каждая из групп в процессе обработки проходит определенный технологический маршрут.

Листы и профили, поступающие на судостроительные заводы, имеют на поверхности различные загрязнения: металлургическую окалину, ржавчину, масляные пятна и др. Искривления листов и профилей влияют на точность и качество разметки, затрудняют сборку корпусных конструкций. Металлургическая окалина и другие загрязнения поверхности снижают коррозионную стойкость стали. Поэтому вся сталь, поступающая на судостроительные заводы, подвергается предварительной обработке. Ее целью является устранение искривлений правкой, очистка от окалины, ржавчины и других загрязнений, а также защита очищенной стали от воздействия коррозии специальными покрытиями.