Швы клепаных соединений

Клепаные соединения в судостроении применяют весьма ограниченно для соединения отдельных корпусных конструкций, например накладных листов, ширстрека с палубным стрингером и др.

Заклепка представляет собой цилиндрический стержень, на одном конце которого находится сферическая, коническая или коническо-сферическая головка (рис. 2.2). Головки заклепок на сборочных чертежах нет необходимости изображать по их действительным размерам, их обычно изображают по относительным размерам в зависимости от диаметра d стержня заклепки. Заклепки стандартизованы и отличаются одна от другой формой головки (рис. 2.3); различают заклепки: с полукруглой (а), потайной (б), полупотайной (в), плоской (г) головками. Заклепки изготовляют из углеродистой, легированной, нержавеющей стали, а также из цветных и других металлов. При соединении деталей заклепки располагают рядами, количество которых может доходить до пяти (однорядные и многорядные). Расположение заклепок одного ряда по отношению к другому ряду может быть параллельным или шахматным.


Рис. 2.2. Изображение заклепок на чертежах

Рис. 2.3. Типы заклепок

Расстояние между осями заклепок одного ряда называют шагом t. Совокупность рядов составляет заклепочный шов. Заклепочные швы разделяют на прочные, плотные и прочноплотные. Прочные швы применяют для соединения деталей машин и конструкций; плотные — для сборки резервуаров под жидкости, дымовых труб и обшивки судов; прочноплотные — для соединения деталей паровых котлов и других сосудов высокого давления. Различают следующие способы соединений: внахлестку, встык с одной накладкой или с двумя накладками. На рис. 2.4 показаны наиболее распространенные типы швов: внахлестку однорядный (а), внахлестку шахматный (б), встык с двумя накладками (в). Все конструктивные элементы и размеры шва клепаного соединения приводят на чертеже (рис. 2.5).


Рис. 2.4. Типы швов клепаных соединений

Рис. 2.5. Конструктивные элементы и размеры швов клепаных соединений на чертежах