Совершенствование разметочно-проверочных работ

При сборке корпусных конструкций крупнотоннажного нефтенавалочного судна «Борис Бутома» применяют в большом объеме оптические методы разметочно-проверочных работ. Основными из них являются: проверка положения и разметка теоретических обводов лекал постелей; разметка местоположения набора и проверка обводов секций в процессе их изготовления; нанесение базовых и контрольных линий на секции; оконтуровка секций в чистый размер. Последняя операция позволила значительно увеличить число секций, подаваемых для формирования корпуса с одного подъема крана, так как отсутствие припусков по монтажным кромкам ликвидировало необходимость повторной установки их после причерчивания и удаления припусков. Если учесть, что масса секций и блоков 200—600 т, а их габаритные размеры 40,0x10,5x5,0 м, то станет ясно, какое сокращение трудоемкости и длительности сборки достигается при их установке. Кроме того, увеличивается и коэффициент использования кранов в строительном доке. Краткое изложение методов контуровки отдельных секций в чистый размер приведено ниже.

Контуровка поперечной переборки. Для выполнения контуровки (рис. 6.29) подсекции переборки раскладывают на горизонтальной площадке. Прибор устанавливают выше переборки для работы в горизонтальной плоскости. Поочередно устанавливая рейку на обшивку переборки, выравнивают ее подсекции по горизонту.


Рис. 6.29. Причерчивание главной поперечной переборки

Затем устанавливают теодолит 4 в нижней части переборки на расстоянии с и пробивают перпендикуляр 3 к линии 1. Измерениями а, б1, а2, б2, и с1, ... cn относительно линий 1 и 2 проводят окончательную проверку подсекции переборки в плоскости ее полотна. После этого удаляют припуск между подсекциями. После стыковки и сварки определяют повторным обмером фактические размеры переборки и наносят диаметральные плоскости и базовую на носовую и кормовую стенки. Следующая операция — снятие замеров с мест примыкания поперечной переборки относительно тех же плоскостей сравнения. Отклонения от базовых плоскостей переносят на переборку, кернят и удаляют припуск.

Контуровка объемной бортовой секции. Для укрупнения двух плоских бортовых секций на горизонтальной площадке теодолит устанавливают в горизонтальной плоскости и обе подсекции выравнивают по горизонту (рис. 6.30).


Рис. 6.30. Причерчивание объемной бортовой секции:
1 — следы визирной плоскости, 2 — базовые липни нижней части секции, 3 — базовая плоскость, параллельная плоскости шпангоута, 4— визирные линейки, 5 — базовая плоскость, параллельная основной, б — теодолит, 7 — плоскость, расположенная на расстоянии а от плоскости шпангоута, 8 — плоскость, расположенная на расстоянии б от базовой

При стыковании подсекций строго выдерживают базовую плоскость 3, параллельную плоскости шпангоута, и базовую плоскость 5, параллельную основной плоскости. После стыковки подсекций бортов устанавливают подсекции наклонного листа. Все подсекции сваривают между собой. После сварки на расстоянии б наносят на нижней части борта и наклонного листа плоскость 8, параллельную основной. С помощью линеек наносят плоскость шпангоута. Затем на месте установки борта снимают отклонения оси горизонтальной и вертикальной плоскостей. Обработка полученных данных сводится к приведению всех показаний в основной плоскости к одной точке, чтобы все отклонения были вида 0, +1, +8, —2, —15 и т. д. Такую же операцию проводят в плоскости шпангоута. Теперь точку с показанием 0 совмещают на приготовленной бортовой секции и относительно плоскостей 3 и 5 наносят отклонения, набивают керны и удаляют припуск.

Контуровка палубной секции. Выполняя (рис. 6.31) контуровку объемной палубы, теодолит 1 устанавливают в горизонтальной плоскости выше палубы (палуба стоит в произвольном положении) и замерами h1, h2, h3 и h4 определяют положение наружной обшивки палубы относительно основной плоскости, т. е. определяют крен и дифферент. После этого переносят прибор вниз и снимают отклонения a1, а2 на каждом шпангоуте для причерчивания борта и замеры а2, а3, а4 для причерчивания переборки. В местах, где она примыкается, замер a1 надо снимать на определенной длине от карлингса для возможности пересчета и определения отклонений. Затем все замеры пересчитывают на нормальное положение наружной обшивки палубы относительно основной плоскости. Линии кернят и производят контуровку секции.


Рис. 6.31. Причерчивание объемной палубной секции и смежных конструкций

В последние  годы в отрасли разработаны и внедрены средства механизированной контуровки корпусных конструкций. При этом задача изготовления секций в номинальный размер решается использованием механизированного стенда для контуровки корпусных конструкций. Стенд легко может быть встроен в поточные механизированные линии изготовления секций и блоков. Наиболее эффективно применение стенда для изготовления в номинальный размер блоков секций при блочном методе постройки корпуса. В этом случае припуск на стыковку удаляют механизированным способом «е только у днищевой секции, но и у бортовых и палубных секций, что значительно уменьшает объем пригоночных работ при стыковании блоков на стапеле.

Система резания, разработанная на базе электронно-оптической системы управления, обеспечивает необходимую точность изготовления корпусных конструкций в номинальный размер. Неплоскостность монтажного стыка секций, не превышающая ±1 мм, достаточна для сходимости монтажных кромок в пределах сварочного зазора при стыковании их на построечном месте. Однако необходима дальнейшая работа по совершенствованию системы с целью улучшения ее технических и эксплуатационных показателей: повышения надежности, ремонтопригодности, удобства обслуживания и расширения диапазона применяемости.

Новые методы разметки корпусных конструкций. В последние годы широко распространены оптические методы разметки корпусных конструкций. В качестве исполнительного прибора применяют лазерный разметчик ЛAP-1. Он представляет собой малогабаритное светопроекционное устройство, рабочим элементом которого является видимый луч лазера, сформированный до необходимых геометрических параметров. Такое конструктивное решение прибора позволит выполнить с его помощью целый ряд проверочно-разметочных работ в судостроении.

Контрольные вопросы
1.     Расскажите о классификации узлов и секций корпуса.

2.     Перечислите общие правила сборки корпусных конструкций.

3.     Изложите технологический процесс изготовления узлов набора, фундаментов, полотнищ, объемных секций, объемных секций оконечностей, надстроек и юта, блоков секций корпуса.

4.     Перечислите особенности изготовления корпусных конструкций из алюминиевых сплавов.

5.     Расскажите о технологическом процессе установки насыщения.

6.     Каким образом выполняют проверочные и разметочные работы при изготовлении узлов и секций корпуса?

7.     Как проверяют сборочно-сварочную оснастку?

8.     Какие операции изготовления днищевых секций подлежат техническому контролю?

9.     Расскажите о направлениях совершенствования сборочно-сварочного производства.

10.    Какими средствами выполняют в настоящее время контуровку секций и разметочные работы?