Способы формирования корпуса судна на построечном месте

Корпус крупных судов на построечных местах может быть сформирован секционным, блочным или секционно-блочным способами.

При секционном способе корпус собирают из плоских и объемных секций, свариваемых между собой по монтажным стыкам и пазам. Небольшое число деталей и узлов, не вошедших в состав секций и устанавливаемых прямо на построечном месте, называют забойными. Сборка корпуса из блоков позволяет значительно сократить цикл стапельной постройки судна, хотя и требует отдельных производственных площадей для изготовления блоков.

Секционно-блочный способ формирования корпуса является наиболее распространенным. Применяя этот способ, среднюю часть корпуса формируют из секций, а оконечности — из блок-секций или целых блоков.

При секционном способе формирования корпуса применяют три схемы проведения сборочных и сварочных работ: пирамидальную, островную, по отсекам (рис. 7.8).


Рис. 7.8. Схема формирования корпуса из секций:
а — пирамидальная, б — островная, в — по отсекам; I, II, III — острова; 1, 2, 3 — отсеки

Пирамидальная схема состоит в том, что корпус собирают последовательно из определенных групп секций, образующих в составе корпуса ступенчатые пирамиды. При этом формирование корпуса начинают с установки и сборки первой пирамиды (закладной). Она состоит из возможно большего количества днищевых секций, к которым последовательно пристыковывают бортовые секции, секции переборок и палуб. Последующие пирамиды собирают в направлениях: в нос и корму, вверх и к бортам от закладных секций. К сборке каждой из последующих пирамид можно приступить только после того, как будет выполнено не менее 90% сварки секций, составляющих предыдущую пирамиду, а к сварке — после полного окончания сборочных работ.

Пирамидальная схема формирования корпуса судна позволяет сосредоточить сварочные работы в небольшом районе, ограниченном пирамидой, и тем самым предупредить появление или уменьшить общие сварочные деформации. При этом корпус быстрее растет в высоту, чем в длину.

Островная схема предусматривает формирование корпуса одновременно в нескольких районах (островах), расположенных по длине судна. Острова наращивают навстречу друг другу, сборку каждого из них осуществляют по пирамидальной схеме.

Островная схема формирования корпуса сочетает в себе преимущества пирамидальной схемы и позволяет вести работы в нескольких районах судна одновременно. Для обеспечения необходимой точности при стыковании островов корпуса применяют забойные секции, которые располагают между островами, подгоняют их к заранее установленным.

Островная схема формирования корпуса получила большое распространение в отечественном и зарубежном судостроении. Ее применение позволяет значительно повысить эффективность использования горизонтальных и наклонных стапелей.