Судостроительные чертежи

Общие сведения о стандартизации

Сущность стандартизации. Стандартизация — это установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении функциональных условий и требований техники безопасности.

Объекты стандартизации — конкретная продукция, нормы, требования, методы, термины, обозначения, т. е. все то, что имеет перспективу многократного применения, используется в науке, технике, промышленности и сельскохозяйственном производстве, строительстве, транспорте, культуре, здравоохранении и в других сферах народного хозяйства, а также в международной торговле.

Стандартизация основывается на последних достижениях науки, техники и практического опыта, она определяет не только уровень развития производства, но и стимулирует прогресс науки и техники.

Стандартизацию можно определить и как процесс установления и применения стандартов. Стандарт — это образец, эталон, модель, принимаемые за исходные, для сопоставления с ними других подобных объектов. Как нормативно-технический документ стандарт устанавливает комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утверждается компетентным органом.

Стандарт разрабатывается на материальные предметы (продукцию, эталоны, образцы веществ), нормы, правила и требования различного характера. Например, стандартом может быть образцовое по составу и свойствам вещество или химический элемент, образец промышленного изделия, знак, программа вычислительной машины.

В нашей стране стандартизацией руководит Госстандарт СССР. Конкретно в судостроении организацию и общее руководство работами по стандартизации обеспечивает Министерство судостроительной промышленности СССР.

Разрабатываются различные стандарты: государственные стандарты (ГОСТы), утверждаемые Госстандартом СССР и обязательные к исполнению всеми организациями страны; отраслевые (ОСТы), утверждаемые министерствами и ведомствами и обязательные к исполнению всеми организациями соответствующих отраслей; республиканские (РСТ), утверждаемые советами министров союзных республик и обязательные к исполнению всеми организациями союзно-республиканского и местного подчинения; стандарты предприятий (СТП), утверждаемые руководителями объединений (предприятий) и обязательные к исполнению всеми их подразделениями.

Документами стандартизации служат и технические условия (ТУ) на продукцию, для которой разработка ГОСТов, ОСТов или РСТ нецелесообразна. В зависимости от вида продукции технические условия утверждаются министерствами СССР и союзных республик, советами министров автономных республик, исполнительными комитетами Советов народных депутатов, руководителями объединений, предприятий, совхозов и колхозов.

Совокупность различных стандартов призвана осуществлять функции управления общественным производством. В нашей стране действует государственная система стандартизации (ГСС), объединяющая работы по стандартизации на всех уровнях управления народным хозяйством и представляющая собой комплекс взаимоувязанных правил и положений. Метрологическую базу ГСС представляет государственная система средств измерений, стандартных образцов свойств веществ и материалов, стандартных справочных данных.

Комплексом стандартов единой системы конструкторской документации (ЕСКД) введены единые правила оформления конструкторской документации, единая терминология, четко определены такие понятия, как деталь, сборочная единица, изделие, комплекс, комплект, основное производство, вспомогательное производство и т. д. К конструкторским документам относят графические и текстовые документы, которые в отдельности или в совокупности определяют состав, устройство изделий и содержат необходимые данные для его разработки или изготовления, приемки, эксплуатации и ремонта.

Унификация в судостроении. Под унификацией понимается рациональное, экономически обоснованное и технически допустимое сокращение количества типоразмеров применяемых материалов, изделий, их составных частей, а также конструктивных элементов, параметров, норм, правил и т. п. Различают унификацию внутрипроектную, межпроектную, отраслевую и межотраслевую.

Большое развитие получила отраслевая унификация в части технологических процессов изготовления металлического корпуса судов. Одним из документов такого направления является, например, отраслевой стандарт ОСТ 5.9092—81 «Корпуса стальных судов. Основные положения по технологии изготовления». Настоящий стандарт распространяется на корпусные конструкции, корпус надводных кораблей, судов и плавсредств, выполняемых в судостроении. Стандарт устанавливает:
1.     Требования к подготовке производства.

2.     Технологические требования к деталям корпуса, поступающим на сборку.

3.     Указания по выполнению технологических операций.

4.     Указания по технологии предварительной сборки и сварки.

5.     Указания по технологии сборки и сварки корпуса судна на стапеле.

6.     Указания по технологии вырезки отверстий и вварки деталей, узлов и конструкций в замкнутый контур.

7.     Требования по защите корпусных конструкций от коррозии.

8.     Требования безопасности.

Наряду с настоящим стандартом в отрасли действует ряд других основных нормативно-технических документов.