Сварка и испытания корпуса на непроницаемость

Сварка корпуса. Корпус на построечном месте сваривают в основном полуавтоматической сваркой в среде двуокиси углерода, а также ручной сваркой. Это объясняется тем, что монтажные соединения между секциями или блоками располагаются в различных пространственных положениях. Размеры катетов швов тавровых соединений весьма разнообразны. Протяженность швов одного размера и одинакового положения может быть относительно небольшой. Многие швы оказываются расположенными в неудобных, стесненных местах.

На построечных местах иногда используют автоматические методы сварки, в том числе вертикальную в среде углекислого газа с принудительным формированием и электрошлаковую (при толщине металла более 30 мм).

При формировании корпуса из секций сварку каждой установленной секции начинают после ее окончательной проверки и закрепления на прихватках. При этом рекомендуется первым сваривать стык с ранее установленной секцией, так как поперечный шов вызывает большую деформацию, чем продольный (паз). Затем сваривают пазы со смежными нижележащими секциями. Сварку стыков секций выполняют несколько одновременно работающих сварщиков, чтобы обеспечить более равномерное поперечное укорочение. Секции сваривают симметрично относительно диаметральной плоскости, т. е. по обоим бортам. Отставание сварочных работ относительно сборочных должно быть минимальным — не более чем по одной-двум секциям на каждом горизонте.

Разделку кромок стыковых швов выполняют по палубам вверх, т. е. наружу, а по днищевой обшивке и по скуле — внутрь корпуса, чтобы в обоих случаях обеспечить сварку в нижнем положении. Разделку кромок бортовой части выполняют также внутри корпуса, чтобы шов сваривался изнутри. Тогда легче обеспечить строжку корня шва для подварочной канавки. Этой операции, выполняемой снаружи, не будут препятствовать элементы набора. Сразу после наложения всего шва выполняют строжку подварочной канавки и вслед за этим накладывают подварочный шов. Затем сваривают оставшиеся участки продольного и поперечного наборов.

При формировании корпуса из блоков необходимо, чтобы монтажные стыки одновременно сваривали несколько сварщиков. При этом каждому из них отводится участок шва протяженностью 4— 5 м. Общая последовательность сварки корпуса в районе монтажного стыка должна быть такой: сварка с последующей подваркой   стыков обшивки и палуб, т. е. наружных оболочек; сварка и под-варка стыков набора, пересекающих стыки оболочек; приварка набора к оболочкам на участках у стыков. Сварные соединения монтажных стыков отдельных секций или блоков относят к наиболее ответственным соединениям корпуса.

Непроницаемость и герметичность корпуса. В зависимости от назначения сварные соединения корпусных конструкций должны отвечать требованиям непроницаемости дли герметичности, для чего их подвергают специальным испытаниям.

Непроницаемость — это способность конструкций не пропускать воду, жидкие нефтепродукты и другие жидкости; герметичность — способность этих конструкций в эксплуатации не пропускать газообразные вещества. Понятия непроницаемость и герметичность относят как к целым судовым отсекам и помещениям, так и к отдельным перекрытиям и их соединениям. Все испытания разделяют на предварительные, основные и контрольные. При изготовлении узлов и секций проверяют только отдельные соединения. Поэтому эти испытания называют предварительными. Монтажные сварные соединения на построечном месте подвергают также выборочному контролю неразрушающими методами (рентгено- и гаммаграфированием, ультразвуковой дефектоскопией или другими методами). Кроме того, в технологическом процессе постройки судна предусматривают испытание на непроницаемость и герметичность отсеков сформированного корпуса и ряда других конструкций (надстроек, закрытий люков и др.). Испытания на непроницаемость и герметичность производят согласно схемам, разработанным в конструкторском бюро.

Основные испытания проводят после окончания сварки корпуса, как правило, на построечном месте или на плаву. В зависимости от условий эксплуатации все отсеки и корпусные конструкции подразделяют по непроницаемости на две группы:
группа а — отсеки цистерны и танки, в которых в процессе эксплуатации находится жидкость (днищевые и бортовые топливные и водяные цистерны), а также форпики, ахтерпики, кингстонные ящики и т. д. Отсеки этой группы на головных судах серии испытывают наливом воды под напором, а на серийных судах — надувом воздуха или наливом воды;
группа б — все прочие отсеки и конструкции; они не предназначены для хранения жидкостей, но должны быть непроницаемы. Такие конструкции могут испытываться: наливом воды без напора, смачиванием керосином; обдувом струей сжатого воздуха; поливом струей воды под напором; поливом рассеянной струей воды.

Контрольные испытания проводят только для отсеков группы после окончания всех монтажных работ в этих отсеках.