Основные сведения о плазовой разбивке

Теоретический чертеж определяет лишь немногие из размеров корпуса судна, такие, как главные размерения, размер шпации, расстояние между ватерлиниями. Этого совершенно недостаточно для определения формы и размеров деталей корпуса или его конструкции. Большинство размеров деталей определяется обводами, т. е. заданы графически. К тому же теоретический чертеж, как и рабочие чертежи, выполняют в малом масштабе (от 1 : 25 до 1 : 100), что вызывает появление многочисленных погрешностей. Поэтому для уточнения теоретической поверхности корпуса судна, определения формы и размеров деталей и конструкций корпуса осуществляют так называемую плазовую разбивку. При этом вычерчивают теоретический чертеж корпуса судна в натуральную величину или в крупном масштабе (1:10 или 1 :5). В первом случае плазовую разбивку называют натурной, во втором — масштабной.

Натурную плазовую разбивку корпуса судна выполняют на полу закрытого производственного помещения, называемого плазом. Масштабная плазовая разбивка выгодно отличается от натурной. Ее применение позволяет снизить трудоемкость плазовых работ.

Масштабную плазовую разбивку выполняют в плазово-разметочном бюро с применением высокоточных чертежных инструментов на специально подготовленных, чаще всего металлических (дюралюминиевых или стальных) плаз-щитах.